Париж – город, куда хочется возвращаться…

(Шансон дней, ночей и вечеров)


     Признаюсь честно -  очень сложно описывать известные города Мира. По их мостовым стучат каблуками миллионы людей, культурное наследие огромно, известно и описано. Иногда, кажется, что каждый камешек подсчитан, сфотографирован и изучен. Но нас спасет эффект присутствия. Знаменитый опыт физиков 60-х, показавший, что оператор влияет на результат эксперимента, дает совершенно иной взгляд на привычное. Достаточно поместить себя родимого в любое пространство – и вот мы имеем хороший шанс на уникальный, только свой (родимый) результат. При этом важно избежать влияния «общего мнения», просто бича современного мира. Думаю, что полностью это невозможно, но Путь начертан и можно делать первые шаги.
     Как ни странно, мой первый шаг к Парижу крутит время назад к разнообразным временам советской школы. Иногда песни, еще более древних сталинских времен, хорошо иллюстрируют многое, что там происходило в 70-х годах…

Марш нахимовцев

Солнышко светит ясное,
Здравствуй, страна прекрасная!
Юные нахимовцы тебе шлют привет!
В мире нет другой, Родины такой!
Путь нам озаряет точно утренний свет
Знамя твоих побед!

Простор голубой,
Земля за кормой,
Гордо реет над нами флаг Отчизны родной!
Вперёд мы идём,
И с пути не свернём,
Потому, что мы Ленина имя в сердцах своих несём!

Наши победы славные помнят враги коварные!
Доблести Нахимова всегда мы верны!
Дело моряка - побеждать врага
Как отцы-герои умножать мы должны
Славу своей страны!

Солнышко светит ясное,
Здравствуй, страна прекрасная!
Плавание счастливое нас в море зовёт
Духом мы сильны, Родине верны
Постоит за мир и за советский народ
Славный, Могучий флот!


Музыка: В Соловьев-Седой, Слова: Н. Глейзаров , 1949

    К песне можно добавить хождение строем, серую, а потом синюю школьную форму для мальчиков и белые переднички на черном для девушек и никакой косметики, пионерские галстуки, политинформации… Как в этом умудрялось рождаться нечто живое, мне и до сих пор непонятно. Наверно это же рождало глубокий «пофигизм» растущей поросли к жизни и своему окружению. А еще к нам еще приезжали на неделю-другую французские лицеисты… Стоим мы строем в 2 шеренги и мимо нас плывут свободно одетые девушки, раскрепощенные ребята, какой-то там педагог (не запомнил). Ей Богу, мы ощущали себя туземцами, которые встречают корабль белых людей. И вместо «бусов и огненной воды», была жвачка и фломастеры. А французы с барского плеча могли подарить пачку этой такой ценной тогда ерунды… Зато мы в ответ организовывали Великие Чаепития! Французы чинно устраивались на наши школьные парты и весело смотрели не Шоу у доски. А там стояли советские пионеры и выдавали агитку…
   «Наша страна выплавила больше всех стали в мире!» и французы наваливались на русский пирог с чаем. «Наша страна выплавила больше всех чугуна в мире!» и французы приступали к баранкам и сушкам. Вот сушек мне не хотелось, но точное ощущение, что они другие - осталось на всю жизнь. Кстати, я попал в особо избранные, в задачу которых ходило общение и прогулки с французами по Одессе. Разрешению предшествовала накачка, как себя вести, отвечать на «неправильные» вопросы. Cлава Богу (7 класс школы), в программу не входило «стучать» на гостей Родины. А может у меня не входило… Если добавить к этому твердую уверенность, что в такую «заграницу» мне не попасть «никогда» (да что там, даже скромная Болгария – просто в другой Галактике), то общий фон ситуации ясен. Кстати, французы были прекрасно подготовлены: 2 языка, один English, второй русский, сильная подготовка по профильным видам спорта (например, ребята хорошо играли в футбол), часто музицирование. На вечерах-посиделках советский школьник выглядел бледно. Жаль, что я не мой родитель – отдал бы себя в школу с изучением языков…
   Но «ничто не вечно под луной». СССР, этот Колосс на глиняных ногах рухнул и появились вполне реальные возможности нанести ответный визит.

Мы ступаем на эти камни.

«Париж стоит мессы» Генрих Баварский
    В моих воспоминаниях смешиваются две поездки, одна первая, где мы были в Париже 2,5 дня, не так и много видели, но она была Первая!. Тогда путь лежал через Варшаву - через Вену - на Париж. 
    Это было просто открытие какое-то! «Другой» мир был вполне осязаем и не в ином измерении. Все что училось на уроках – вот оно: Остров Сите, Эйфелева Башня, Триумфальная Арка, Лувр… и Сена несет свои воды, как и столетия тому назад. 
    Вторая поездка была уже основательная, неделя в Париже.    Добирались мы поездом «Одесса-Киев» и рейсовым самолетом «Киев-Париж». Это наработанная связка, фирменный поезд «Черноморец» идет ночь Одесса - Киев и аналогично ночь Киев – Одесса. Совпадает со многими рейсами и достаточно комфортен. Перелет легкий, прилет и отправление в аэропорт Шарля де Голля. До центра можно добраться на скоростном РЕР и пересесть в Метро, но мы выбрали такси.

Справка
По Парижу очень удобно передвигаться на метро. Парижское метро состоит из 14 линий, а станции расположены очень удобно - буквально на каждом перекрестке. Для проезда требуется проездной билет: экономить не рекомендуется, т.к. на линии бывает контроль. Билеты можно купить в киосках или в специальных автоматах. Не все французы говорят на английском. Вот несколько фраз на французском, которые пригодятся при покупке билета на метро:
un carnet des tickets - ан карнет де тике - десятка билетов на проезд в общественном транспорте. Так выгоднее всего покупать билеты.
un carnet enfant - ан карнет анфан - десять билетов для ребенка от 4 до 12 лет. Если ребенку меньше 4 лет, билет ему не нужен.
allez - алле - билет в одну сторону. 
Стоимость проезда на метро, тарификация билетов по зонам в Париже
Тарификация билетов зависит от зоны. Зона 1 и зона 2 - это основные зоны в пределах кольцевой дороги Парижа. Зона 3 - 5 это более отдаленные районы пригорода Парижа, чем выше номер зоны, тем дальше дистанция от центра Парижа.
При смене транспорта (например, метро на автобус) необходимо прокомпостировать новый билет. Использовав свой билет в автобусе, вы можете его использовать для проезда на другом маршруте автобуса или трамвая (но не в метро!) в течение 1,5 часов. Пересадка на метро - автобус требует компостирования нового билета.
Билеты, купленные в метро, действуют в автобусах, трамваях и на фуникулере Монмартра.
1. Стоимость 1 билета в метро для 1 - 2 зоны = 1,70 Евро (1,90Евро в автобусе, трамвае).
2. Стоимость 10 билетов (карнэ) = 12,50 Евро для взрослых (tarif normal), и 6,20 Евро для детей (tarif reduit), стоимость карне на 30% дешевле чем 10 отдельных билетов.
Париж вполне доступен пешком, поэтому мы выбрали метод брать разовые билеты по необходимости за 1,7 евро и для поездки в Версаль билет на РЕР
Без карты – не жизнь. У французов в любом отеле – бесплатные 3Д карты, с указанием всех достопримечательностей, в ней же карта метрополитена и РЕР (скоростного метро). Метро удобное, старое, могут быть клошары (бомжи), но они все чистые (их моют в специальных местах). Также могут донимать арабы, надо жестко, но без мордобоя, отрезать их от себя. Русскоязычные славятся агрессивными реакциями на достаточно развязных эмигрантов, с полицией лучше дел не иметь.

   Париж – огромный пласт  Культуры и Истории, Архитектуры и Искусства, и нам просто необходимо как систематизировать его для восприятия. Используя опыт первой поездки, мы решили делить Париж по направлениям.

Условный центр отсчета -  Гранд Опера.

Получились направления на:
 - Эйфелеву Башню, с прогулкой вдоль Сены
- Лувр и  Музей Д’Орсе (на каждый по одному дню)
- Версаль
- Иль де Фанс (Новый Париж и ось Парижа) и Булонский лес
- Триумфальная Арка (Великий Талисман Парижа)
- Монмартр и Мулен Руж
- Площадь Конкорд (Согласия)  и Елисейские Поля (выбрали специально отдельно)
- Нотр Дам де Пари с островом Ситэ (собор Парижской Богоматери) и Консьержери
- Здание Жоржи Помпиду
- Площадь Бастилии (воспоминания о революции)
- Пале Рояль
- Вандомская площадь
- Театры и Концерты в Париже
- Дворец Инвалидов
- Прогулка вдоль Сены и мосты
- В качестве дополнения Можно взять 5 королевских площадей Парижа, но мы посетили не все:
1. Королевская площадь (Площадь Вогезов Place des Vosges, бывшая Place Royale)
2. Площадь Согласия (Place de la Concorde)
3. Площадь Побед (Place des Victoires)
4. Вандомская площадь (Place Vendome)
5. Площадь Принца (Place Dauphine)

    Я буду опираться на нашу поездку в Париж на 7 дней, позволяя себя вкраплять воспоминания той «Первой» и самой особенной поездки в моих загрантурах. Мы поселились в отеле Кронштадт ближе к Монмартру. Очень удобно и станция метро рядом и пешком минут 25 до Лувра. В итоге мы просто гуляли по городу, иногда прыгая в метро или использовали РЕР для поездки в Версаль. Сегодня, иногда, пугают поселением на Монмартре, считая, что негритянские переселенцы и арабы заселяют эти место. Как по мне это правда, но Монмартр и еврейский район тоже. И Знаменитые местечковые шляпы с утра спешат по своим делам… «Кроншадт» расположен в безопасном (на то время месте) и никаких проблем у нас не было.
  Недорогие отели просто наполняют центр Парижа, там есть душ, двуспальная кровать и завтрак в виде кофе с круасаном. Комнаты просто крошечные, но если только спать вполне годиться.
    Кофе и круасан, для моей жены самое оно, а я шел в город и ел что-нибудь «поприличней». Завтрак подавала вечно сонная негритянка, которая при слове «TEA» обливала посетителя сильнейшей волной презрения. «Шампанское по утрам пьют аристократы или дегенераты…(с) х/ф «Бриллиантовая рука»». Умереть в Париже с голоду проблематично, поесть французы любят, а порции такие, что твердо брали 1 на двоих (в большинстве случаев то, что надо…)

Великий Талисман Парижа

    Париж подобен бездонному колодцу. Его история, микрокосм всеобщей истории, порой пугает мыслителя. Эта история, более, чем любая другая, служит образцом и примером. Местные события имеют здесь всемирное значение. Эта история шаг за шагом утверждает прогресс. Все, что существует в других местах, имеется и здесь. Выделяя главное, она подводит итог. В ней преломлено все и все отражено. Все предстает в ней уменьшенным и одновременно преувеличенным. Нет зрелища более захватывающего.
Виктор Гюго
     Первым делом мы идем в сторону Триумфальной Арки. Двигаясь по улицам Парижа, мы иногда находим его влияние в Одессе, иногда во Львове, иногда в Киеве. Влияние Франции на русскоговорящий мир (я просто вынужден сегодня разделять Россию и иные места, где говорят «по русски», за ее пределами, избегая политики, но очерчивая разницу) настолько велико, что часто французских писателей помнишь наравне с русскими, равно как и шансон (не путаем с русским «блатняком», изуродовавшим красивое название) и известные имена. Мне кажется, только посетив Францию, что-то отжимается в мозгах и «заграница» начинает играть своими разнообразными красками, превращаясь в разные Культуры, народы и города. До этого русский стереотип влияния Франции незримо влияет на сознание. Кстати французы не питают такой любви к русским. Я даже задался вопросом, - «а кто любит русских, кроме себя родимых…»?
     Триумфальная арка расположена на Площади Звезды и сидит в центре «Оси Парижа». «Ось Парижа» – условная линия идущая от Лувра через «Триумфальную Арку» на «Новую Триумфальную Арку» в «Иль Де Франс».

Площадь Шарля де Голля (фр. Place Charles-de-Gaulle; до 1970 года — площадь Звезды, также употребляется название площадь Этуаль, фр. place de l’Etoile) — площадь в западной части VIII округа Парижа.(Википедия)

   Часть «Оси Парижа» проходит по Елисейским Полям, одной из самых замечательных и известных улиц Мира. Поля соединяют Площадь Звезды с Площадью Конкорд или Согласия. Мы еще пройдемся по этой улице…
     Я назвал Триумфальную Арку талисманом больше по форме площади. Если смотреть сверху, площадь представляет собой 12 лучевую звезду из улиц, бегущих от (к ней), образовывая талисман. Арка венчает эту конструкцию, неся в себе символ Победы, Величия и Мощи Франции. Конечно, арки и традиции их устанавливать взяты у Древнего Рима и Цезарь вполне представим на белом коне во главе войска и здесь. Но у Франции был свой Цезарь – Наполеон, вызывающий во мне самые разные чувства. Опять я отвлекся…
    Поднимаемся на Арку, кстати, под площадью есть переходы, движение транспорта на ней очень интенсивное и долго любуемся видами расходящихся улиц и домов. С погодой нам повезло, я после всех парижских поездок вычитал, что Париж – дождливый, сырой город - зонтик и дождь вечные спутники столицы Франции.

Эйфелева Башня
    Самый знаменитый символ Парижа, выдающееся техническое сооружение своего времени, сразу после возведения было источником многих споров. Считалось уродливым, портящим вид центра, безобразным. Показательна история Виктора Гюго, ярого противника конструкции. Он каждый день кушал в ресторане башни, считая, что только здесь он ее не видит… 
   Она и сегодня великолепна, ажурные конструкции, виды, ретро лифты, очереди и туристы все смешалось. На Башне есть 3 уровня. Самый высокий с площадкой для просмотра и привлек нас. Еще, на будущее, мы сделали зарубку пообедать на 1 уровне, в том самом ресторане, где злился на гений Эйфеля Гюго. Пока не сложилось, все что-то отвлекало. 
    В очереди на подъем -  полный Вавилон, впрочем как и всегда в Париже. Какие только причудливые смеси этносов не возникают в этом городе. Должен отметить, что Франция становиться «цветной» страной и чем дальше, тем сильнее. Ну а в очереди и филиппинцы, и американцы (вот кто вездесущ) и японцы, ну и русскоговорящих хватает. Но у многих «соязычников» мышление явно разнится друг от друга. Так встретили россиян, которые напряженно стояли и «зыркали» глазами. Услышав русскую речь – разговорились, «кто откуда», «что народу тут каждой твари по паре» и увидев американцев собеседник стал нас убеждать что злостные «пиндосы» только сидят дома и боятся высунутся… Потом, поняв, что мы в некотором когнитивном диссонансе (ей Богу, пятая часть очереди была эти самые «америкосы», кстати очень наглые и упитанные), забрал ребенка и сбежал. Мальчик, кстати славный был… 
    В общем, обогатившись общением с «соязычникам», мы решили, что «не испортят нам обедню злые происки врагов» (В.Высоцкий), мы плавно вползли в лифт и, наблюдая за мельканием частей фермы за окном, поднялись на верх. В принципе в таких местах много туристов, это если тебя не толкают со всех сторон. Туристов было «достаточное количество» и вид был доступен. Мы обошли всю площадку по кругу, посмотрели в местный бинокль. Потом с появлением машины взяли привычку возить свой, 60 кратный, но местный был хорош.
   Хорошим дополнением к посещению башни стала прогулка на морском трамвайчике по Сене. Чуть в стороне от башни, ближе к реке водная остановка. Трамвайчик ведет через Сите, мимо Нотр Дам, дальше по кругу и возвращает к башне снова. 
    Еще раз, правда, в другую поездку (это было третье посещение великого города), мы посмотрели башню ночью, с подсветкой. Очень красиво, все сверкает, просто елка на Рождество. Да французы часто ее и украшают супер - фейверками на Новый Год. Вот, упущение – на Новый Год, мы в Париже и не были…

Нотр Дам, остров Сите и Консьержери

     Гений Гюго увековечил собор. В Париже красивые соборы достаточно часто встречаются и если мы попадали на красивое здание, заходили и любовались католическим храмом. Должен отметить, что православному человеку может быть сложно там находиться, особенно во время мессы. Но это не повод не смотреть мир вокруг себя.
    Нотр Дам – мегаатракцион и очереди не меньше, чем на Башню. Мы шли традиционно – сначала на смотровую площадку, где шикарный вид и уродливые горгульи, а также шпили Нотр Дам, потом зашли вовнутрь. Зал собора великолепен – классический католический храм. Алтарь не за вратами, а несколько в середине. У католиков очень много статуй, соборы похожи на музеи древнего искусства. Очень красивые витражи, можно медленно обойти по ряду статуй, пытаясь растолкать «туристусов». Но больше нравиться смотреть на здание снаружи. Собор не подавляет, а возвеличивает, как и положено храму. Еще интереснее вид с воды или со смотровых площадок. После собора мы прошлись по острову «Ситэ», прогулявшись и осмотрев Консьержери

Консьержери (фр. La Conciergerie) — бывший королевский замок и тюрьма. Находится в самом центре Парижа в 1-ом его округе, на западной оконечности острова Сите недалеко от собора Парижской Богоматери. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия (фр. Palais de Justice), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня Дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XX вв. Со времен Капетингов сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери. Оба эти архитектурных памятника являются музеями. Сотни заключенных во времена Французской революции были брошены в Консьержери и затем казнены.(Википедия)
Здесь мне вспоминался сыщик Мэгре Сименона, верный продолжатель дела Холмса во Франции. Хотя о чем я? «Сыск в этом мире вечен» - сказал Ю. Семенов устами Шеленберга. Иногда, мешковатая фигура комиссара, казалось мелькала вдалеке. Вообще, Париж набит ассоциациями: Мушкетеры и Короли, Император и Революции, Неистовые лидеры и Гильотины,  достижения науки, гении и проходимцы - все здесь. В принципе во Франции есть Париж и все остальное. Красивое, но остальное. Вся история страны здесь в городе, нужно только уметь читать на мостовых.

Лувр

Легенда Дворца Тюильри
   Говорят, королеву Екатерину Медичи, которая известна своими частыми походами к гадалкам и любовью к черной магии, всегда и везде сопровождал ее ближайший советник. А это значит, что он знал практически все, что знала она. В какой-то момент Екатерина Медичи посчитала нужным избавиться от советника. Она приказала отрубить бедняге голову. По легенде, палач не смог сделать это с первого раза: советник не хотел умирать. Истекая кровью, он прохрипел: «Я вернусь». В тот момент палач почувствовал, что жить ему осталось недолго.Через несколько дней астролог Екатерины сообщил королеве о жутком видении: призрак истекающего кровью человека предсказал ему смерть королевы и всех ее потомков. Кровавый призрак появлялся во дворце Тюильри при правлении Марии-Антуанетты, Наполеона и Людовика XVII.
Пирамида Лувра, вход в музейАрка Карузель
    Самый знаменитый музей мира. Считается, что осмотреть всю коллекцию за жизнь невозможно. Законсервированная история и красота, возможно попытка ощущать время и себя маленькой былинкой в Мировом Океане. В свое время здесь кипели интриги, летели головы, воздвигались короли, потом нация создала великое хранилище всех видов искусства. Нужно жестко очертить, что мы будем смотреть (ну что такое день на Лувр?). Как всегда, выбираем Искусство Возрождения и старых итальянцев.
    Лувр делится на Крыло Денона и Крыло Ришелье. Наш путь лежит в Крыло Ришелье, именно там храниться Джоконда, Ника Самофракийская и наш зал "старых" итальянцев. Кстати, просмотр Джоконды – просто испытание для нервов - туристов чудовищно много. Где-то там -  вполне не большая картина Леонардо и от фотовспышек, толпы и охраны не продохнуть. Немного легче у Ники, а вот в Зале итальянцев красиво и не так сложно останавливаться. Назойливые японцы беспрерывно щелкают камерами, хотя это запрещено. Мы решили, ну чем мы хуже? Еще очень рекомендую найти зал Ассирии с грандиозными статуями быков. Конечно, очень разнится от Италии, но уж очень «грандиоз». В принципе, как любой такой музей, Лувр требует месяцев изучения, тогда можно смотреть только выбранные направления.
    А мы еще зашли к французам и испанцам… Гений Эль Греко во Франции… И в следующее посещение Парижа смотрели фламандцев и немцев в Крыле Денона (опять намекаю на третью поездку Париж-Лондон).
    Замечательный отдых после музея – упасть на траву, среди статуй Родена прямо в парке Лувра. Невдалеке Арка Карузель, но ее красота сегодня больше «не входит». Вообще это свойственно Флоренции – усталость от красоты, но и день Лувра может спровоцировать приступ… Хочется картошки, селедки, простых видов. Но Небо, к счастью исключено из синдрома…

Часы работы постоянной экспозиции музея: с 9.00 до 21.30 по понедельникам и средам, 9.00-18.00 четверг-воскресенье; выходной день - вторник. Некоторые экспозиции музея закрываются попеременно один раз в неделю, так что если вас интересует что-то конкретное, необходимо более детально ознакомиться с расписанием работы музея на доске объявлений или на официальном сайте Лувра. Однако наиболее востребованные залы обычно открыты постоянно.
Стоимость входного билета, как правило, составляет 9 евро, но после 15.00 и по воскресеньям цена уменьшается. Для детей младше 18 лет вход бесплатный, а в каждое первое воскресенье нового месяца практикуется свободный вход для всех, за  исключением праздничных день. Билеты можно приобрести заранее в киосках торговой сети FNAC и «Вирджин Мегастор» (в частности, один из них находится прямо около входа в музей под Триумфальной аркой Карузель), а также на официальном сайте Лувра.
Имея на руках входной билет, вы можете ненадолго выйти из музея и перекусить, однако следует учесть, что непосредственно в самом музее располагаются как минимум три вполне приличных (но достаточно дорогих) кафе. Достаточно тихое кафе «Ришелье» (второй этаж крыла Ришелье), уютное кафе «Денон» (первый этаж крыла Денон) и более оживленное кафе «Мольян» (второй этаж крыла Денон), где имеется в наличии также летняя терраса. Кафе и рестораны под самой Пирамидой менее приятные и более шумные.

Музей Д'Орсе

Традиционно считается, что импрессионистов можно полностью увидеть и ощутить только «вживую». Репродукции цвета не передают, получается только картинка. Сам музей расположен в здании старого железнодорожного вокзала, что его совсем не портит, даже добавляет шарма. Отношения с импрессионистами совершенно замечательные, такой перелив эмоций, впечатлений, просто глоток свежего воздуха. Явление в основном французское, отражающее 19 век в своем разнообразии. Жизнь художников была непростой, особенно потрясает судьба Ван Гога. Именно его картины одни из самых запоминающихся…
Осмотр музея достаточно легок, если помнить о Лувре. Мы были здесь день, не на секунду не пожалев о времени, забранном у города…

Вход в музей находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр.
Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.
В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду. Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Монмартр

Житие Святого Дионисия

     Старейшим из сохранившихся жизнеописаний святого являются «Страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (лат. Passio SS. Dionysii Rustici et Eleutherii), датируемые 600 годом. О святом Дионисии упоминает также Григорий Турский, историк и святой VI века.  
По преданию, Дионисий проповедовал христианство в Риме, а затем в германских землях и в Испании. Его сопровождали пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Затем Дионисий и его сотрудники начали проповедовать в Галлии. Дионисий, согласно преданию, стал первым епископом Лютеции (Парижа). Во время преследования христиан языческими властями, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине Монмартра (ныне в черте Парижа). Именно в связи с казнью трёх святых эта гора и получила своё современное имя (фр. Montmartre — гора мучеников). По легенде святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мёртвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.(Википедия)

Очень легко переходить от эпохи импрессионистов к району Париже, стоящему особо среди красот Парижа. Наш  отель находился в получасе пешком от этого чуда и мы неспешно прошлись туда и обратно. Начали мы знакомство с Монмартром с похода в Мулен Руж. Самое разрекламированное кабаре Мира, в классическом стиле. Билеты купили заранее, к билету прилагается бесплатное шампанское. Представление легкое, отточенное, летающие персонажи на веревках по залу, знаменитые танцы и очень запомнился номер с комиком и собачкой и куклой, который вел номер на 3 языках – французском, немецком и английской. Сзади нас сидели упакованные американцы, ну «жлоба», «жлобой», громко вопили и хлопали…
После представления, можно смело гулять вечером, лучше оставив площадь «Пигаль» за спиной. Район «Пигаль» – это место «Красных фонарей», Пип Шоу и борделей. Могут хватать за руки, тянуть на стриптиз, ну как в таком городе без «особого» места…
Сам Монмартр холмист, приходиться ходить вверх и вниз. Наш путь лежит к «Сакре Кер», месту непрестанной молитвы.

Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacre Cur или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1875—1914 гг. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города. (Википедия)
Описывать Храм сложно, место священное, стоит постоять, помолчать. Всегда в поездках есть место такому молчанию, то ли при соединении с природой, то ли в молитве… И место и Храм великолепны. Открывается вид на город, особенно красивый вечером. Париж у ваших ног, месье… Вниз ведет лестница, мы завершаем круг и добираемся до парковки такси. Там стоят злые итальянцы и на все лады «костерят» ужасы парижского такси.  После  Рима, где «вскинул руку и поехал», не удивительно. Такси в Париже только на стоянках такси, в живую очередь, очень неудобно, надо знать, где эта стоянка, планировать туда добраться.
Мы ходили на Монмартр два раза. Во второе посещение смотрели художников, купили картину с дождем в Париже. Как всегда у бывшего «нашего» армянина, который живет в столице Франции. Это место полностью стало раскрученным брендом. Ширпотреба полно как среди картин, так и в еде. Фаст-фуд - Forever! С последним на Монмартре надо быть осторожным, можно за большую цену поесть полную ерунду. В первое мое посещение, с нами ехала москвичка-художница, с немного неадекватным взглядом на мир. Она вполне серьезно порывалась стать и порисовать в этом «хлебном» месте. Мечта жизни… Местные достаточно жестко объяснили глубину ее заблуждений… Просто до истерики, успокаивали всей группой…

Иль де Фанс и Булонский лес

Парижский вальс
У меня ностальгия по моим детским дням,
По этим дням, проведенным в сердце Франции,
С волнением я вспоминаю
Эту песню, этот припев,
Который ко мне возвращается:

Этот вальс я слышала
В моем квартале старого Парижа,
Его мелодия вечером поднималась
Радостно на серое небо,
На тротуарах улыбались,
Булонский лес был цветущим,
И пока я буду жить, никогда я не забуду
Парижский вальс

Я вспоминаю большие бульвары,
Спешащих людей, болтливых людей,
Я вновь вижу Оперу,
Освещающую сиреневый вечер,
Мосты, площадь Конкорд и Сену,
Такси перед церковью Мадлен,
Лувр, музеи и, как ракета,
Свет Елисейских полей...

Этот вальс я слышала
В моем квартале старого Парижа,
Его мелодия вечером поднималась
Радостно на серое небо,
На тротуарах улыбались,
Булонский лес был цветущим,
И пока я буду жить, никогда я не забуду
Парижский вальс
Эдит Пиаф

   Замечательный современный район, расположен дальше Булонского леса, находиться за условным старым Парижем. Считается  «Нашим ответом Чемберлену» (Ильф и Петров) на лондонский Сити. Произвел на меня сильнейшее впечатление в первый приезд, на фоне «советского» взгляда на город. Небоскребы, необычные математические формы домов, Новая Триумфальная Арка, со смотровой площадкой. С нее открывается еще один вид на Париж, но я был удивлен неким запахом 70-х годов. В Одессе – это запах НИИ советских времен и Одесского  театра Музыкальной комедии (по праву детище М.Водяного). Все- таки мир живет эпохами и они отражают свой след на всем Париж ли Лондон Токио или Одесса…
Недалеко от Арки есть площадь современного искусства, где интересно побродить, глядя на странные сооружения из стекла и металла…
Достаточно удобно из этого великолепия современных форм доехать до Булонского леса. Это оказался огромный городской парк, с оригинальным французским парком аттракционов. Мы не отказали себе в удовольствии прокатиться на лодке по рукотворному каналу и побродить среди парижского «детского мира». Очень удобный район для жизни, парижане его очень любят.

Версаль

"Государство – это Я!"
Людовик XIV, король Франции
    Блеск и красота Короны Франции и Людовика XIV. Можно себе представить шуршание платьев и камзолов, а вмести с ним ядовитых змей интриг, дележа власти и блеска денег. Но обстановки блистательная. Один из лучших, а может и лучший королевский архитектурно-парковый комплекс. В какой-то мере «Приз Победителя»в соревновании пышности среди королей Европы, лучший памятник королю Людовику.
В Версальский дворец мы не пошли. Осматривать места, где ели, пили, ходили венценостные особы вызывает ощущение взгляда в замочную скважину в чужую комнату и жизнь…
Парк представляет собой великолепную гармонию озер, фонтанов, садов и дворца. Он очень велик, удобно взять электрокар, но настырные и опытные японцы все расхватали… Это особо ни на что не влияет, прогулки пешком дают лучшие впечатления. Кстати французы экономят и фонтаны включаю и выключают время от времени. Здесь мы реализовали мою деткую мечту покататься на лодочке в версальский прудах. Просто великолепно. Неспешное скольжение по воде, плывущие виды, встречные лодочки, просто пастораль.
Зданиие Жоржи Помпиду и окрестности

Здание совершенно аляповатое, трубами наружу, стекло и бетон. Полный диссонанс со стилем Парижа. Долгое время шли споры о его безобразности, но здание стоит и работает музеем современного искусства. Кстати, мы зашли, ну не наш стиль. Игры ума, какие полусовременные технологии, вспышки света, странные инсталляции… А здание стеклянное, забавно ходить по переходам и видеть город.Перед зданием площадь, где уличные артисты «лабают» на публику. Сразу у выхода обосновался folk-музыкант со странным духовым инструментом и бубном. Не успели мы восхититься, как с центра площади раздались необычные звуки и горловое звучание. Это был концерт национального ансамбля народной песни Монголии. Невероятно самобытно, народные монгольские песни, буддийские вибрации, костюмы.
Здесь же, за зданием находиться известный фонтан Стравинского, такой же как само здание. Губы, части тел, фигуры, крутятся и выплескивают воду. Чуть впереди фонтана негритянская тусовка, где «тусуется» и турист. Малоинтересно, много трепа и иногда попытки издать звуки.
На площади, перед зданием, много кафешек,гед мы с успехом сидим, глядя из-за стола на людей, музыкантов и небо. Множество голубей и туристов разделяют наше занятие...
Мы вычитали, что недалеко находится новомодная статуя Рыцаря, побеждающего Стихии. Тратим время и видим жуткого урода, просто детскую поделку, висящую на стене. Ну не всегда новомодное, это хорошо…
Справка
Musee National d'Art Moderne
Национальный музей современного искусства в Париже (французское название Musee National d'Art Moderne) размещается в Центре Жоржа Помпиду, выставки которого можно посетить, поднявшись на эскалаторе.
Музей работает ежедневно, кроме вторника с 11.00 до 21.00; стоимость посещения 7 евро; в музей и на выставки 11, 40 евро, вход свободный в 1-е воскресенье каждого месяца.
Учтите, что Ваш билет рассчитан на однократное посещение, то есть Вы не можете, скажем, выйти ненадолго в кафе Центра и вернуться обратно. В коллекции музея практически полностью представлено изобразительное искусство XX века: шестой этаж посвящен периоду 1905-1960 годов, а пятый – с 1960 года до настоящего времени.

Площадь Бастилии

   Великая Французкая Революция, ее мифы и события, идея «Свободы, Равенства и Брастства», породившая гильотину и пролившая море крови. Ее символом является взятие Бастилии и освобождение не то 3 не то чуть больше пленников… Революция привела к власти Императора Наполеона. Странно идеи свободы породили диктатора…
Сама Бастилия – это пугало французов, знаменитая тюрьма, на сегодня разрушена и есть только площадь, где она стояла. Она очерчена на земле белой линией и потоки машин снуют туда и сюда. Хорошее место поразмыслить о бренности всего и быстротечности времени.

Дворец Инвалидов

"Даже когда я уйду, я останусь жить в умах людей, как путеводная звезда их борьбы за свои права, мое имя станет их военным кличем, девизом их надежд." (Наполеон, " Memorial de Sainte-Helиne ", 9-10 апреля 1816 г.).

Прекрасное здание, превращенное в склеп, гробницу Великого Наполеона. Тяжелое место. Французы очень любят корсиканца, Ссчитается, что он подарил Франции великий взлет и славу. Говорят, если бы ему все удалось, то объединенная Европа была бы уже в 19 веке. Еще есть мистическая история, что девица Ленорманн (знаменитая гадалка) предсказывала ему гибель величия в России. Но кто слушает предсказателей… В голове звучит история наполеоновских походов, Великая Отечественная Война России с Францией 1812 года. Меня очень удивило, когда я узнал, что Наполеон нес России отмену крепостного права и смену строя. Но извне сложно что -то привнести…
   Само место мне не понравилось, ну кладбище оно и есть кладбище, невзирая на пышность. А вот музей Первой Мировой войны очень интересен. Еще очень интересна коллекция доспехов рыцарей, есть даже самурайские. Единственное, с женщинами туда лучше не ходить, им часто становиться скучно среди этих пустых забрал и копий.

Пале Рояль
Пале-Рояль[1] (фр. Palais Royal — «королевский дворец») — площадь, дворец и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла Лувра.Несмотря на название, стоящий на площади дворец был построен по проекту Жака Лемерсье для кардинала Ришельё и поначалу назывался Кардинальским. После смерти Ришельё дворец заняла вдовствующая Анна Австрийская с юным Людовиком XIV, потом здесь поселился кардинал Мазарини.(Википедия)

    В Одессе есть свой Пале Рояль, безусловно созданный отцами основателями в память о Париже. Поэтому посетить образец, было очень интересно. Мне показалось, что они совершенно не похожи. Парижский помпезный, с ровными рядами подстриженных деревьев, садом, занимающимися Саватом(французкий бокс) парижанами, уютными сидениями. Одесский почти круглый, маленький уютный, сбоку от Оперного театра. Это очень порадовало, что нет простого копирования оригинала.

Вандомская площадь
Красивое помпезное место, с фешенебельными отелями и малым местом для транспорта. Площадь пешеходна, в центре стоит колонна, со статуей Наполеона наверху. Здесь мы впервые видели туристическую очередь для посещения отеля, как аттракциона…
Место, где проводиться множество выставок, обязательно стоит туда забрести, может повезти попасть на что-то интересное. Мы не попали, но после Лувра и Д'орсе это не расстроило нас. Интересно сочетание несущихся мотоциклов, очереди в отель и выставок под открытым небом

Площадь Согласия
Красивейшая площадь Парижа, с богатыми фонтанами, расположена прямо на оси Парижа. Великолепные виды, видны и Лувр, Старая и Новая Триумфальные арки и Елисейские поля. Здесь находится статуя Жанны Дарк. Вместе с Наполеоном и Шарлем де Голем – это самая любимая героиня французов. Мистическая история крестьянки, спасшей Францию и возведшей на престол Короля. Это невероятное явление действующей Веры, итогом которой стало создание из руин Великой Франции.
На этой площади хочется быть долго. Простор, ширь, движение вездесущих машин, Сена. Можно премещаться от фонтана к фонтану, любуясь статуями и струящийся водой. Безусловно моя любимая площадь Парижа. От нее просто и удобно двигаться по Елисейским полям, вдоль Дворцов, где можно видеть кортежи правителей Франции или пойти вдоль Сены, изучая набережную и мосты.
Мосты через Сену – просто произведения искусства. Конечно, номер 1 – мост Александра, построенный русским императором побежденным им французам. Всегда удивляюсь таким действиям русских правителей. Построил бы такую красоту в своей столице… Мосто блестит золотом на солнце, украшен статуями. Всегда зодорово постоять на середине, глядя на бегущую воду под ногами. Время течет, а Париж стоит…
Концерты
Город живет бурно театральной и концертной жизнью. В качестве справки, я привел очень известные места. Как всегда, на все концерты не хватит ни денег, ни времени, но хоть один концерт посетить стоит…

- Опера Гарнье
Парижская опера (фр. Opera de Paris), то же, что Гранд-опера (фр. Grand Opera), в современной Франции известна как Опера Гарнье (фр. Opera Garnier) — театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира.Расположена во дворце Гарнье (Palais Garnier) в IX округе Парижа, в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opera), около одноимённой станции метро. Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар и относится к эпохе крупных преобразований города, воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.(Википедия)

- Опера Бастилии
Опера Бастилии, Опера Бастилия (фр. Opera de la Bastille, Opera Bastille) — оперный театр в Париже. Входит в состав общественно-коммерческого предприятия «Парижская национальная опера». В 1982 президент Франсуа Миттеран принял решение о строительстве в Париже новой оперы, «современной и популярной», несущей классическую музыку в массы, с чем Опера Гарнье уже не справлялась.Местом постройки выбрали бывший Бастильский вокзал (gare de Paris-Bastille), служивший городу с 1859 по 14 декабря 1969 года, находившийся между Лионской и Шарантонской улицами (la rue de Lyon et la rue de Charenton) со стороны площади Бастилии.(Википедия)

- Опера Комик
Опера-Комик (фр. Opera-Comique; полное название Национальный театр комической оперы, фр. Theatre national de l’Opera-Comique) — оперный театр в Париже, основанный в 1715 году и первоначально предназначенный для постановки комических опер.Наибольшее значение театр имел в XIX веке, когда он стал одним из центров национальной культуры[1]. В этот период в театре прошли мировые премьеры многих известных опер, в том числе «Кармен» Бизе.(Википедия)

- Комеди Францез
Комеди Франсэз, известный также как Театр-Франсэ, или Французский Театр (фр. Comedie-Francaise, Theatre Francais) — единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV. Театр имеет также неофициальное название «Дом Мольера», поскольку до учреждения Комеди Франсэз во дворце Пале-Рояль с 1661 по 1673 год выступала труппа Мольера.
К сожалению, на оперу или балет мы не попали и выбрали традиционный концерт в церкви Мадлен. Совсем недалеко от Опера Гарнье.

Церковь Мадлен (фр. l'eglise de la Madeleine) — церковь Святой Марии Магдалины в 8-м округе Парижа, на одноимённой площади, вписанной в ансамбль более крупной площади Согласия. Наряду с другими зданиями площади, представляет собой эталон архитектуры французского классицизма.(Википедия)

     Играл замечательный скрипач Фредерик Моро и оркестр. Ни добавить, ни убавить. Перед концертом можно посетить мессу. Старинный католический храм открыт и молитве и классической музыке…

Место притяжения
    Описать все просто не представляется возможным. Важно другое – в этот город хочеться возвращаться. Хочется услышать эту музыку, почувствовать этот шарм, вдохнуть этот водух. Есть места, куда не хочеться ехать, есть такие где побывал – и замечательно, но есть особые места, где сколько ни будешь, всегда еще будет что узнавать. Париж – это город Вечного притяжения, и мы рады, что были там. Лучше только просто поселиться и жить…

Одесса-Париж, 2008 

Комментарии