Путешествие от немцев до англичан.

It's a Long Way to Tipperary (Долог путь до Типперери) …

английская песня.

Столицы мира - это места, где сосредоточены огромные ценности. Это города наций, владевших почти половиной современного социум, создающие сильнейшее притяжение. Безусловно хочется там жить, а если не сложилось по рождению или воле жизни, то посетить хочется однозначно.
Для такой дороги неплохо взять хороших попутчиков. Кроме нас самих. Мы возьмем членов нашей команды – Долбингса и Нудингса. Если все идет хорошо, то всегда будет кто-то, кому все не нравиться. Это конечно же Нудингс:
- Совершенно верно, Сэр. И вот зачем покидать уютный дом и трястись куда-то долго и нудно? Предлагаю все отменить!
Но есть и строгие приверженцы взятого курса. Это служака сержант Долбингс:
- План – есть план. Горн трубит, Труба зовет, никаких каминов и теплых одеял!
Сначала идея была в том, чтобы проехать путем бессмертных мушкетеров из Парижа в Лондон через Па де Кале.
Долбингс : Разрешите доложить, сэр?
- Вперед, и впредь сразу выкладывай свои мысли.
- Нам же еще добраться надо до Парижа, а путь не короткий. И еще есть два пути из Французов в Англичане:
- Париж – Кале – Дувр - Лондон паромом и Париж – Лондон под проливом, экспрессом. Второй экзотика 21 века, а первый более патриархален.
Раз история – выбираем второе. И улучшаем поездку путем туда и обратно из Одессы. Итак маршрут:
Одесса (авиа)- Вена (транзит) - Берлин (авиа) - Трир (транзит) - Париж – Руан - Этрерта – Лондон – Брюгге - Аахен (транзит) - Берлин (автобус) – Вена (транзит) - Одесса (авиа).
Машины не было, исходя из того, что нужно проехать из Франции в Англию по суше выбираем автобус. Машиной было бы еще лучше, но у англичан все самобытное, в том числе и левосторонне движение. Сразу в Лондоне мы попались – чуть не сбил велосипедист. Все рефлексы подводят… но об этом позже.
Долбингс: Головой надо вертеть правильно!
Нудингс:  Нет самолет все-таки комфорт… А этот автобус… Тетки всякие занудные, выпивохи попадутся…
Были неудобства при получении виз. Нужен и Шнеген и виза Великобритании. Дело достаточно долгое. Англичане берут отпечатки пальцев, да и Шенген требует сил. Все равно неприятный привкус остается.
Долбингс:  Искусство требует жертв! И намеченный план должен быть выполнен!

Еще одной особенностью поездки была не совсем случайная группа, а то, что бригада из Одессы соединялась с бригадой с Киева, причем кроме нас одесситы неплохо знали друг друга и ехали не первый раз вместе. Забегая наперед скажу, что киевлянам пришлось вытерпеть эту орду. Летели мы Люфтгазой и с этих пор именно ими и хочеться летать Летают мягко, самолет был небольшой и стрелой взмывал в небо, очень собранный сервис.
Нудингс:  И между нами девочками,  -  самолеты не старые, все надежно, вылетит и долетит, а то волнуйся с этим МАУ Украины. А вдруг не долетят... И вообще плед и теплый камин лучше… и чашка кофе.
- Да будет тебе кофе и не одна чашка, Европа на горизонте.
Приземлились в Вене и как зайцы скакали в поисках пересадки на Берлин. Нудингсу просто заткнули рот, а то бы не нашли транзитный рейс. Но мы снова в воздухе. Красивое чувство - ледяная пустыня облаков по крылом. Самолет не то чтобы летит, а идет по облакам, иногда просвечивает земля. Ну и всякие напитки, еда, разговоры. Некоторые согрупники или сотуристники  приняли по маленькой. Это знаменитая история: «Я пил на высоте 10000 м .. на этой горе … или на глубине 20 м»
Нудингс:  Пьянству бой!
Долбингс: Но перед боем надо выпить!
Берлин
Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян
Знать не можешь доли свой, Может крылья сложишь посреди степей…
советская песня, написанная
Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году.
Нельзя сказать, что мы не были в Германии. Проезжали транзитом по банам на Париж. Но сейчас это было погружение в Берлин.
Долбингс: Все для фронта! Все для Победы1
Нудингс:  Кац предлагает сдаться…

Оказалось что Берлин занимает особое место в советской мифологии, а значит и в нас родимых. Место очень четкое и очень однозначное. Это – Цитадель Врага, эдакий Мордор, его надо завоевать и установить флаг Победы. Немцы – злобные, плохие, враги и их надо давить. Сама мысль, что это и Культура и Музеи и Цивилизация в голову забредает как-то уж тяжело и сразу хочет оттуда сбежать.
Долбингс: Поезд стой! Раз! Два!
Город был полностью разрушен, потом разделен на 2 части и жил так очень долго. С Берлинской Стеной немцы носятся как писаной торбой. Она была, разделяла, пала, воссоединение... К сожалению там, где прошла пята социализма запах не выветривается. Берлин показался нам тяжелым, нависающим, восточный Берлин пахнет Советским Союзом, а вот Западный Америкой. Но мы попытаемся развеять этот морок для себя
- Нудингс, у тебя нет Волшебной палочки?
- Сэр…?!
Тогда придется на своих «харчах»… Одесситы специально приехали за сутки раньше для осмотра Берлина. Пока киевляне тряслись в поезде, мы пошли по городу. Город ногами не взять, он огромный и распластанный. Заселившись в отель с зелеными садами на крышах, мы прыгнули в трамвай и поехали на Александрплац.
Нудингс: Там талончики надо купить, всех зайцев штрафуют, а затем их прокомпостировать. Но что делать контролера убрали – автомат поставили…
Стоим мы как последние провинциалы и что делать… Мелочи – нет, язык английский малопонятен окружающим и Грозит грозная фигура виртуального контроллера… Как всегда на помощь пришла молодежь. Все нам взяли, прокомпостировали,  дали сдачу. Вот и образ Врага изменился. Приятные люди, вежливые внимательные и дотошные. Спасибо им за все.

Вышли на Александрплац - очень красивая площадь. Ратуша, ценральные органы власти, фонтаны. Когда в СССР была фишка покушать на Останкинской Башне. В принципе Башня Александр плац скорее всего клон Останкинской, как на меня более удачный. Отличный ресторан, он вращается. Хорошее меню. Ешь и полная панорама города. Так хорошо, не укачивает, крутиться медленно
Долбингс: Эх хорошо. солдат должен быть подальше от начальства – поближе к кухне!
Нудинг: Да, почти как дома и ностальгия не тревожит…
Даже спорщики спелись. Все получили обещанное кофе и мы вышли в город. Сели у фонтанчика, а тут местный маргинал, причем грамотный:
- Do you have money for me?
Я ему объяснил, куда он может «дуть» и «сдымить», так он обиделся. Дескать, мы не поняли его высоких порывов. Наверно расскажет друзьям об украинских туристах, как о  мерзавцах и жадинах. С нами поделились, что в центре часто собираются неформалы и отморозки, могут быть и фашисты. Решили вечером здесь не шастать. Во многих городах такое бывает, маргиналы везде есть.

Наш путь лежит к музею Пергамон, через очень живописные места. Время много и можно идти не спеша, оглядывая окрестности. Всякую экзотику такую как Бункер Гитлера мы даже и рассматривали.
Долбингс: И чего я забыл у Врага в Логове?
Символом города является Бурый Медведь, оказалось, что это не исконный русский символ. Медведи везде, мы купили маленького в подаок и сфотографировались со всеми встречными медведями. Очень хотелось прокатиться на морском трамфайчике, но один день есть один день. В Берлине течет река Шпрея, а то по неграмотности я знал только Рейн. Город красиво вписан в нее, думаю что при случае прокатимся обязательно. Музеев в Берлине огромное множество, есть целый Квартал Музеев. Мы всегда задаем себе выбор, что смотрим что одно но долго и качественно. Это работало в Париже, сработало и здесь.

Проходим мимо старого музея и постепенно приходим к музею Пергамон.
Пергамский музей (также Пергамон-музей; нем. Pergamonmuseum) — один из известнейших музеев, расположенных на Музейном острове на реке Шпрее в центре Берлина. Здание музея построено в 1910—1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры, экспонатов Переднеазиатского музея, включающего произведения хеттского, ассирийского, вавилонского и персидского искусства и Исламского музея (включающего фриз из Мшатты).(Википедия)

Отличное место. Немцы просто разобрали и перевезли целиком Греческий Храм, Ворота Иштар, вывезли огромную коллекцию восточных ценностей и скульптур.
Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.(Википедия)

Очень сложно передавать ощущения от таких мест. Лента Времени мгновенно крутиться назад и ты попадаешь в Древнюю Грецию или Вавилон. Дыхание Времени лучше всего чувствуется непосредственно на местах, но европейцы умеют все это превозить к себе в современные европейские города и еще они умеют это хранить, а не растаскивать как произошло с Каирским музеем во времена последней египетской революции…
Долбингс:  Надо пройти маршем по Ундер дер Линден!
Проснулся, музей так величественно на всех повлиял. Но по центральной улице Берлины мы действительно прошли.
Нудингс: Сэр, мои ноги надо отстегнуть и поставить отдыхать!
Наша цель знаменитые Бранденбургские ворота. Место красивое, но наполненное прошлой Холодной войной. Граница Восточного и Западного Берлина, оккупация союзниками Германии, послевоенный Мировой порядок, который так раскачивают сейчас… стилизованные часовые, пункт пропуска, но Славам Богу все для туристов.
Бранденбургские ворота — единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, их первоначальное название — Ворота мира. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789—1791 гг. и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Фасад ворот был первоначально выкрашен в белый цвет. Украшение фасада принадлежит руке Иоганна Готфрида Шадова; он также спроектировал и шестиметровую квадригу, которой управляет богиня Победы Виктория (квадрига развёрнута в восточную сторону). Завоевав Берлин, Наполеон приказал демонтировать колесницу и перевезти её в Париж. После победы над Наполеоном богиня Виктория вернулась в Берлин и получила Железный крест, созданный Фридрихом Шинкелем. (Википедия)

Мы стоим здесь и отдыхаем от долгого перехода. Ворота просто преследует политика. Красивое сооружение и такая судьба. Памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Наш путь лежит к Рейстагу. Очень хочеться снять назойливую картинку о том, как Егоров и Кантария устанавливают флаг Победы. Я не в коем случае не умаляю Подвига дедов, просто пора отпустить события почти 70 летней давности и увидеть новый мир, как новую Германию. Для этого мы просто валяемся на травке у Рейстага.
Нудингс: А пахнет здесь лучше, чем в Восточном Берлине. Никакого, Советского Союза, вон даже негр нарисовался. Hi boy!
Площадь Республики огромна, просторна и очень красива, к ней примыкает парт Тигратен, по которому мы собираемся погулять, отдыхая на встреченных лавочках. Все-таки расстояния в Берлине огромные… Мы доходим до Большая Звезда и подымаемся на смотровую площадку.
Большая Звезда (нем. Gro?er Stern) — одна из центральных площадей Берлина в Большом Тиргартене в административном округе Митте. Она была заложена при прусском курфюрсте Фридрихе I в 1698 году придворным егерем Геммрихом. Свой представительный вид площадь Большая Звезда приобрела в ходе реконструкции Тиргартена под руководством Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа в 1742 году и Петера Йозефа Ленне в 1833—1840 годах. В центре площади установлена колонна Победы, увенчанная позолоченной статуей богини победы Виктории в лавровом венке, которую берлинцы называют «Золотой Эльзой». В 1938 году Колонна победы была перенесена сюда с площади Кёнигсплац (ныне площадь Республики). Её торжественное открытие было приурочено к 50-летию Гитлера.(Википедия)
Очень красиво и просторно. Такие распластанные города имеют свой шарм. Длинный горизонт, небо, снующие машины, люди на всех хватает места. Парк подногами, деревья, солнце. Хорошее место…
Назад возвращаемся на автобусе с теми же приключениями с билетом. Но это уже не трудности, наша прелюдия закончена, отдых и снова Путь на Париж.
Дорога на Париж.
Так идет веселый Дидель
С палкой, птицей и котомкой
Через Гарц, поросший лесом,
Вдоль по рейнским берегам.

По Тюрингии дубовой,
По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной.

Э. Багрицкий
Компания подобралась душевная, можно сказать иддилия. Первую часть автобуса, поближе к эксурсоводу, как отличники-пионеры заняли киевляне, вторую, точнее середину – одесситы и затесавшиеся к ним запорожчане, ну а в конце автобуса расположились «сохатые». О них будет сказано ниже, эти красавцы и красавицы себя проявят на землях Франции. Речь идет о группе внутри группы одесситов, хорошо знакомых близких людей. Они собирались встретиться в Париже к друзъями-американцами (бывшими одесситами). Именно в таком симбиозе видны и различия легких, подвижных одесситов, способных на неожиданные поступки и коренастых, основательных киевлян, выглядевших немного чопорно и зажато. Везли всю эту «шаражку» два водителя-поляка, на этот раз очень вежливые и внимательные.
Долбингс: Тут вам не здесь. Целуйте кактус, поливайте тетю!
Нудингс: О зохен вей, Шалом алейхем Крецман, как замечательно спел Розембаум…
В общем, мы покатили. Приятно ездить по дорогам Европе, тем более по банам. Все, даже не автолюбители, меня поймут. Шины шуршат, машина, не едет – плывет, легкий ветерок и только GPS наматывает киломераж. Я на всякий случай свой включал - до шоферов далеко, хотелось знать точно где находимся и сколько проехали. Благо мобилка маленькая и удобная (Nuifone M10 Garmin-Asys). Любая, самая хорошая дорога больше 6 часов в автобусе утомляет, но к вечеру мы вкатились в Трир.
Трир (нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) — немецкий город в земле Саар, «Северный Рим», старейший город Германии]. Основан в 15 году до н.э. римским императором Октавианом Августом рядом со святилищем племени треверов, откуда и произошло название города — «Августа Треверская».Расположен на западе земли Рейнланд-Пфальц. (Википедия).

По Триру мы прогулялись поздно вечером. Город очень интересный, с большой историей, но транзит есть транзит. Очень красивая центральная площадь, типично немецкий аккуратный стиль домов. Город помнит Западно-Римскую империю, императора Константина, его мать Елену, о чем свидетельствует великолепный собор и базилика. Веселые немцы пили и закусывали, отмечая свои радости, а мы после короткой прогулки отправились отдыхать.
Утро встретило прекрасным видом на реку и мы , после моциона и завтрака, отправились дальше. Дороги Франции так же хороши, но запах совершенно другой. Франция, страна просто сидящая в подсознании русскоговорящего человека. В одно из посещений Парижа, девушка, водившая нас по Монмартру, была растрогана нашим знанием книг, фильмов, музыки и искусства Франции. Иногда шутят, что у каждого француза есть в родне бабушка русская. Лица, поведение, и речь конечно все изменилось.
Добингс: Да, эти лягушатники, надо признать народ упорный…
Париж
On se rappelle les chansons
Un soir d'hiver, un frais visage
La scene a marchands de marrons
Une chambre au cinquieme etage
Les cafes-cremes du matin
Montparnasse, le Cafe du Dome
Les faubourgs, le Quartier latin
Les Tuileries et la Place Vendome

Вспоминаются песни,
Зимний вечер, свежесть на лице,
Сцена у продавцов каштанов,
Комната на пятом этаже,
Кофе со сливками по утрам,
Монпарнас, Кафе дю Дом,
Пригороды, Латинский квартал,
Тюильри, площадь Вандом.

Эдит Пиаф  “Paris”

Париж это музыка, поэзия легкость, это непередаваемое чувство легкости, которое есть только здесь. Город уникален неповторим. Точно так, как с итальянцами одесситы чувствует просто родство с французами, недаром отцы-основатели города столько в Одессу вложили. Мы достанем чайку с одесского берега и взлетим вместе с ней на парижским небом. Облетим вокруг Эйфелевой Башни и возле самого верха и возле 1 этажа, где Гюго вкушал и ругал Башню за то что портит Париж, мелькнем молнией вдоль Сены и острова Сите, махнем крыльями у Собора Парижской Богоматери, ставшего символом безнадежной люби. Возможно, мы разглядим мушкетеров, скачущих по мостовой Парижа, а может Мэгре гуляет, решая очередную криминальную загадку. Где в недрах города прячется неуловимый Фантомас, а за ним безуспешно спешит комиссар Жюв. Мы долетим до площади Бастилии, где стояла мрачная тюрьма, взятие которой стало символом победы Великой Французской Революции. Нас ослепит золотом Статуя святой Жанны Д'арк, девственницы, спасшей Францию. Снизу откроется Величественный Лувр, резиденция королей и лучший музей мира. Дальше мы полетим на Монмартр, где салютую винными бокалами импрессионисты, это творцы красоты, сквозь грязь жизни низов общества. Мы вернемся и бросим взгляд на старую Сорбонну и Монпарнас, затем стрелой промчимся по оси Парижа от Лувра до старой и далее Новой Триумфальных Арок, отдав должное зданиям правительств и мостам через Сену. Мы взлетим к Небу вместе с Песней Парижа и плавно опустимся у Гран Опера. Теперь можно и погулять…
Это наше не первое посещение удивительного города. Это редкость в наших путешествиях, мы смогли просто фланировать по Парижу, выбирая дорогу – «куда ноги поведут». Ноги привели нас к Церкви Мадлен и мы купили билеты на камерный концерт скрипача Моро. Далее мы  пошли в сторону Сены. У городов на реке всегда ходим вдоль берега реки. Это всегда умиротворяет и настраивает на лирический лад. Я слегка слукавил – одни день на Лувр, это правило. Сколько раз ни бывает здесь, на Лувр – один день. Знаю, что мало, но хотя бы что-то. Еще все хотел добавить в список посещений Новую Триумфальную арку, куда неспешно и направляемся. Ходить вдоль Сены хочется зигзагом, слишком красивые мосты. Кусочек одного берега – мост - кусочек второго берега - новый мост. Париж, я имею в виду Старый Париж, а не огромный современный Мегаполис, не так уж и велик. Вполне возможно пройти его пешком.  Но метро еще нам пригодиться для перемещения на  Иль де Франс, к зданиям из стекла и бетона. Арка пахла запахом 70-х годов. Один в один ощущения одесской киностудии водяного или Институтов эпохи СССР. Сидит скучающий негр, пускает на смотровую площадку. Но вид великолепен. Сам Париж изогнут и улицы редко ходят строго по линии, чего не скажешь о Елисейских Полях. Стрела Елисейских полей и есть основа Оси Парижа. Вон Старая Арка а где-то вдали Пирамида Лувра. Рядом – небоскребы, дальше старый город, Сена блестит на Солнце.

С сожалением покидаем Арку и гуляем в окресностях. Очень интересные новомодные Арт -  композиции в окресностях Арки достойны внимания. Затем мы неспешно садимся в метро и доезжаем до Булонского Леса. Там замечательный парк аттракционов, в уютном не помпезном стиле. Катаемся на лодочке по каналу, глуяем с Парижанами и покой просто разливается в воздухе. Завершаем день позно вечером под звезды.

Нас поселили крайне неудачно, я поздно спохватился и не удалось настоять на жизни на Монмартре, где просто пешком гуляешь в город(что мы и делали в прошлое посещение). Приходилось ездить в метро минут 25. Здесь реальность часто накатывала на нас. Сами французы не так беззаботны и веселы, как это кажется, гуляя по Витрине Франции. Например, некоторые станции были оборудованы специальными турникетами, закрывавшими поезд почти целиком. Доступ был только к дверям. Возможно, это были арабские кварталы. А огромное количество черных просто поражает. Каждый третий встреченный – черный, если добавить арабов, то где те привычные белые французы. В одну из прогулок мы забрели в арабский квартал... В воздухе повисла угроза, это было в районе ж/д вокзала. Мы поняли, что совершили ошибку… Да и на самом Монмартре идет экспансия. Стоит учитывать это при прогулках по Парижу
Долбингс: Понаехали всякие, а эти лягушатники со своим либерализмом…

Да, бездумная терпимость к чужакам может привести к гибели этноса. Франция перерождается и этот процесс неостановим. Мы, если честно, ездим в заповедники для туристов и смотрим память о Европе…
На следующий день мы пошли в Лувр. Мы наметили посмотреть Лукаса Кранаха старшего, Босха и фламандцев, все не удавалось посетить крыло Ришелье. Я не берусь ничего описывать, все нужно видеть и старых мастеров и импрессионистов.  Они стремились передать Вечное, а не создавать баочек-однодневок. У Фламандцев по шагнули в Мир Фландрии, к одному из любимейших моих героев – Тилю Уленшпигелю, Шуту и Духу Свободы, вечному Гезу, борцу с тиранией. У всех мастеров разных этносов свое видение Ликов Христа и Богородицы, образов людей, мира, а мы имеет такой шанс там побывать… Завершением похода в Лувр как обычно большое «полежание» на траве в парке Тюильри. Ноги просто отказывают, нужно их поберечь еще только начало.

Вечером концерт в Церкви Мадлен. Шикарный обычай, сразу после мессы – светский концерт камерной классической музыки. Большой мастер - всегда виден. Сначала вышел оркестр, играл, замечательно играл. Потом появился Маэстро - фредерик Моро, он один стоит целого оркестра. Так они и играли в 2 голоса – Оркестр и Маэстро, а старые стены Мадлен резонировали им. Вот, так обычно, на второй день и начинает звучать музыка Парижа. Немного усилий и все откроется…
На следующий мы отправились к зданию Жоржи Помпиду. Сколько копий было поломано из-за этого, в общем-то уродливого здания, трубами наружу. Но нас интересовало не столько здание и фонтан Стравинского, сколько различные музыканты, играющие на площади у здания. Сначала мы послушали folk-musik в исполнении на старнном духовом инструменте с там-тамом. А потом всех затмили Folk группа монголов исполнявшие сакальные и народные песни. Они пели на гортанных и глубинных вибрациях, ведя партии в трех регистрах Верхнем, Среднем и Нижнем. Просто Грандиоз! Купили диск, можем слушать такое и дома. Постеили и само здание Помпиду, там обычно новомодные перформансы. Полный техноген, нам не понравилось. Какие-то проекции на экране, жуткие фигуры, скрученное железо под непонятными названиями, а ведь вчера был Лувр и фламандцы… Бросили это дело и погуляли по лестницам и переходам здание.

Вокруг Помпиду туристическая Мекка, правда это некорректно весь Париж – туристическая Мекка, но здесь неплохо кормят, заприметили в прошлое посещение, чем мы и воспользовались. Солнце, еда, туристы и аляповатое здание в стиле сантехник.  Еще захотелось найти статую Рыцаря, поражающего стихии. Просто нет слов. Опять железный урод бьет дрыном куколки стихий. Правда все движется...

Долбинг: А мне понравилось! По мордасам их, по мордасам! Свой парень..
Нудингс: Да такое нравится только старым служакам. Сэр, мы просто теряем время на недоделанного Дон Кихота.
Дельное замечание и мы двигаемся к рынку Бобур. Как-то обошли вниманием Чрево Парижа в прошлые разы. Интересная голова лежит на площади и слушает землю. Здесь же расположена Церковь Сен Эсташ, которую посещаем. К католическим Храмом надо привыкнуть другая организация пространства. Очень красиво и величественно. Рынок очень современен. Внизу этажи магазинов, бутиков, если нет цели что покупать можно пробежаться и все.

Сегодня еще запланирована Эйфелевая Башня вечером. Очень хотелось увидеть подсветку и вид на ночной город.  Красиво, жаль. сделать ночные съемки удалось слабо. Да и вообще фотоаппарат только намекает на Красоту. Мы оставляем Париж с собой, просим мушкетеров взять завтра нас с собой в Лондон и идем отдыхать.

Дорога в Лондон.
В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени. Пока вокруг царил мрак, они ехали молча; темнота против их воли действовала на них — всюду им мерещились засады.

Вид колонны, впрочем, был весьма внушительный: черные кони мушкетеров, их твердая поступь — привычка, приобретенная в эскадроне и заставлявшая этих благородных товарищей солдата двигаться ровным шагом, — все это уже само по себе могло бы раскрыть самое строгое инкогнито.
А. Дюма «Три мушкетера»
Утро-моцион-завтрак и мы грузимся в автобус. Кстати, наши попутчики, сидевшие сзади автобуса уже встретились и распрощались с американцами, о чем нас и известили. Я забыл сказать, что всю дорогу мы бросали группу и ходили сами. Это намного удобней и приятней. Не успел автобус набрать ход, как сзади раздался дикий рев раненного лося и звон бокалов. Оборачиваемся… Группа «Сохатых», надев рога успешно празновала посещение Парижа, по моему в пятый раз в своей жизни.
Долбингс: Я, пожалуй, присоединюсь, свои парни!
Нудингс: Все понеслась пьянка, всю поездку испортят. Сейчас запоют...
«Сохатые» взревели еще раз. По-моему, к хору примешался раненный буйвол, затем был носорог в период гона, но, постепенно, народ разморило и все утихло.
Наш путь лежал в Руан, город, где сожгли Жанну Дарк. Сложная судьба, юная девушка, 18 лет, выполнила задачу – спасла францию и ее забрали в иной мир. Сколько там она пожила? Выбор Ахиллеса: "или иметь жизнь длинную, спокойную, но безвестную или короткую, бурную и яркую и остаться в веках". Правда, если быть честным, кто ее спрашивал?
Руан (фр. и норманд. Rouen ) — историческая столица Нормандии, ныне центр региона Верхняя Нормандия и префектура департамента Приморская Сена на севере Франции. (Википедия)

Уютный провинциальный город. Мы прошлись по базару, купили Кальвадос. Давно хотелось попробовать этот напиток. Говорят, Г. Гуржиев предпочитал его многим другим. Руан – это память о викингах, наводивших ужас на приморские города Франции и Англии. Будучи в Скандинавии сложно представить что Шведы (Свеи), Датчане (Даны) и Норвежцы (Норвеги) это потомки свирепых воителей, бороздивших северные моря. Собственно говоря и русско-украинская государственность пришла с варягими, т.е. темиже  викингами на славянские земли. Нормандия - это память о викингах на французской земле.
Долбингс: Ближе к дороге, Сэр, а то споткнемся и упадем.
Город украшает Руанский собор, памятник национального наследия Франции. Высоченный шпиль 151 м пронзает небо.  Красивые пряничные дома, узкие улочки, мы неспешно прошлись, стараясь впитать в себя Дух Нормандии. Опять военные ассоциации Нормандия-Неман, боевая дружба народов, какое это отношение имеет к этой красоте?
Нудингс: Все в этой жизни взаимосвязано, пыль под ногами и Солнце в Небесах!

Наш путь лежит в Этрерта, где мы будем отдыхать и ждать паром Кале-Дувр. Будем считать, что это наш современный парусник и он понесет нас у берегам Англии. Нам, в отличие от Дартаньяна не придется никого прокалывать шпагой для этого.
Этрета (фр. Etretat) — город и коммуна во французском департаменте Приморская Сена с населением 1640 человек. Название «Этрета» имеет скандинавские корни. Город Этрета расположен на побережье Ла-Манша и широко известен благодаря живописным прибрежным скалам, образующим многочисленные природные арки. Побережье Этрета расположено на так называемом Известняковом берегу (Па-де-Ко). Этрета является достаточно крупным туристическим центром Франции.(Википедия)

Замечательное место. Голубая Атлантика, скалы, побережье. После Черного Моря восхищаюсь цветов воды в разных местах Земли. Атланитика, путь Старый Свет – Новый Свет, артерия Евроатлантической Цивилизации. Даже вдохнуть воздух здесь очень здорово. Времени достаточно, чтобы сесть в ресторан и моря заказать атлантические креветки, с пылу с жару. Веселый баклан составил нам и всем туристам компанию. Жирный, явно не изведавший ужасов Бухенвальда. Попутчики выбрали дорогу на скалу, что само по себе замечательно. И так и так хорошо.

Мы грузимся на паром и пошли… Берег Франции растаял за горизонтам, а впереди старая добрая Англия. Паром замечательное приключение. Несколько часов в море, не качает, верхняя палуба в полном нашем распоряжении. Люди так и едут на палубе люди – внизу машины. Жутко удобно. Англичане обожают шастать закупаться во Франции, тут дешевле.

Высаживаемся в Дувре, очень интересны скалы, белого цвета,вдалике старая крепость, охранявшая побережье. Здравствуй Туманный Альбион. Кстати, погоды была чудная, какие туманы. Мы направляем колеса на Лондон.
Лондон
В десять часов судно бросило якорь в Дуврском порту.
В половине одиннадцатого д'Артаньян ступил ногой на английскую землю и закричал:
— Наконец у цели!
Но это было еще не все: надо было добраться до Лондона.
В Англии почта работала исправно. Д'Артаньян и Планше взяли каждый по лошади. Почтальон скакал впереди. За четыре часа они достигли ворот столицы.
А. Дюма “Три мушкетера»
Члены нашей семейной команды погрязли в спорах, навеянных островом:
Долбингс: Должен ли джентельмен отпустить усы, если это усы другого джентельмена?
Нудингс: Должен ли джентельмен помочь даме войти, если дама хочет выйти?
Наметилась явная разница в подходах, но до драки не дошло.
Безусловно, когда Дувр остался позади, наше внимание приковало левосторонне движение. Все нормы и привычки сидеть за рулем, да что там просто ходить по улицам «поплыли» Все правила правой руки становятся правилами левой, так и с рефлексом поворота головы при переходе улицы. Очень неуютное чувство. Прошло все только на второй день. Когда - то я, то же самое испытал на Кипре, особенно, помню, как автобус убежал на соседнюю улицу налево по трассе, а все мои чувства просились направо.
Нудингс:  Предлагаю применить правило буравчика и все поправиться.
Как иногда можно сместить целый пласт наших рефлексов… Мы въехали в Лондон и нас окружили традиционные автобусы и машины-кэбы, узнаваемые будки автоматов и неожиданное чувство разрушенного и построенного вновь города. Вспоминается, что фашисты бомбили Лондон ракетами ФАУ и сильно повредили. Многое сохранилось, но город стал более модерновый. Безусловно, это совсем не город 19 в., какой можно было бы себе представить читая Конан Дойля, Джерома К. Джерома, Ч. Диккенса. Но многое и сохранилось, а вообще Лондон оказался Terra incognita (Землей Неизведанной).

Поселились мы крайне удачно, возле Британского музея, в Блунсбери,в местах богатых ПАБами. То ли в музей идти, то ли на «пиво»… А там же не просто пиво (точнее эль), а еще и жаренная рыба…
В Лондоне планировалось 4 дня, традиционно день на Музей 3 на город. Пришлось делать жесткий выбор или Национальная Картинная Галерея или Британский Музей. В любом случае обязательно нужно приехать еще раз только в Лондон и дней 7 – 10. Мы сделали выбор в пользу картин и не пожалели, о чем немного ниже. Но ПАБы, конечно вне конкуренции…
"Вы не можете быть настоящим государством, если у вас нет своего пива и своей авиакомпании. Может немного помочь наличие некоторого количества футбольных команд или ядерного оружия, но даже и в этом случае, как минимум, у Вас должно быть свое пиво." Фрэнк Заппа.
Итак, применим неплохо зарекомендоваший себя опыт, разбить весь Лондон на условные части и каждую взять на один день прогулок.
Получилось:
Королевский Путь, включающий Tower, London Bridge и поход по Левобережью Темзы. В строгом смысле слова Королевский Путь начинается от London Bridge и доходит до London Eye. Но сюда условно включили всю дорогу от Отеля, считай Британский музей до Тауэра, немного обходя Сити, с заходом в Собор св. Павла. Он же удобен для осмотра ряда мостов. Здесь находится каравелла Ф. Дрейка и Театр Шекспира. Если есть время можно Театр отдельно, с возможностью побывать в шкуре актера на известных подмостках или просто пойти на спектакль.
Королевский Лондон: Дворцы Букингемский и Сент Джеймский, Сент Джеймский парк, Адмиралтейство, Биг Бен , входящий в Парламенский комплекс и Вэнсминстерское Аббаство. Очень удобно совместить утром просмотром Horse Gurd Parade (шоу конных королевских гвардейцев).
Площадь Пикадилли  и окрестности.
Район Сохо - для любителей экзотики. Тогда вечером и ночью
Гайд Парк с походом в Музей Шерлока Холмса на Бэйкер стрит. Тут длинный путь от парка к музею, но он интересен и мы не пожалели что прошли его.
Гринвический меридиан. Нужно плыть на катере или ехать на метро.(отказались, но зарубку сделали)
Трафальгарская площадь и окрестности и посещение Национальной Картиннной Галереи.
Район Британского музея и окрестности.
Естественно, все это условности, но у нас все работало, получился очень плотный график.
Нудингс: Мир - это один сплошной субъективизм!
Долбингс: Мудро, идем в ПАБ.
Чтобы закончить с планами – один день на Стоунхендж и Винзор. Какое - то разнородное сочетание. Но везде надо выехать из Лондона, так всех и возят, включая одну поездку малосочетамые места. Посмотрели мы все это и поняли, что на Лондон нужно дней 10, а на Англию и 20 дней будет мало...
Нудингс: Человек должен ограничивать себя!
Долбингс: Вот выпью пива и сразу начну…
Королевский Путь
Утренний моцион и завтрак. Кормят англичане совсем неплохо, лучше французов, но не сравнимо с немцами. Гостиница забита всякими туристами, часто звучит русская речь. Традиционно мы отправились в самостоятельные прогулки, считая экскурсии с группой малоэффективным времяпровождением.
Ориентироваться в Лондоне легко, Сити хорошо виден, да и можно двигаться к реке, вдоль нее или уходить от нее. Выходим к Британскому музею, и двигаемся к Собору св. Павла.
Британский музей (англ. the British Museum) — главный историко-археологический музей Британской империи (ныне — Великобритании) и один из крупнейших музеев мира.(Википедия).
Ходить по Лондону сплошное удовольствие. Утро, лондонцы бегут в Сити, район очень респектабельный и пахнет деньгами. Вечером мы видим офисных работников, «косяком» плывущим в  ПАБы. Очень определенный образ жизни: Дом-Работа-ПАБ-Дом. На улицах интенсивное движение и нас чуть не давит велосипедист. При переходе улицы мы успешно смотрим на право, а он естественно, считал, что мы его увидим и поехал. Крепкий мат на английском взбадривает , а сказать нечего, рефлексы подводят. Тогда вводим правило: при переходе улицы смотрим и направо и налево не зависимо от части проезжей части. Но еще целый день напряжение при переходах оставалось. Не доходим то Темзы и поворачиваем к Собору св. Павла.

Собор Святого Павла (англ. St Paul's Cathedral) — англиканский собор, посвященный апостолу Павлу. Находится в верхней части Ладгейт Хилл, самой высокой точке Лондона, и является резиденцией епископа Лондона.(Википедия).

Собор великолепен. Классический Католический храм, величественный и монументальный. История веры у англичан запутанна и разнообразна. Язычники были крещены в христианство еще в первых веках нашей эры. На острове утвердился классический католицизм, с центром папства в Риме. Но Реформация в 1534 г приводит к отделению церкви от Рима и во главе английской Церкви встает король. Сколько здесь веры, а сколько политики судить не берусь. Католическая церковь была в подполье, но 1832 г снова были отменены многие ограничения.  Так остров утвердил себя как королевство со своей Церковью. В чем-то собор, один из лучших соборов в Европе, является символом этой «своей» церкви.
Отдав должное Храму, направляемся к Тауэру. Хотели поехать на метро, но что может быть лучше взгляда при пешей прогулке. Ни машина или автобус, поезд или самолет не дадут такой полноты переживаний, как пешая прогулка, а опытный путешественник комбинирует все виды перемещений. Тауэр расположен у Темзы, на берегу, а за ним фоном виден Лондонский Сити. Причудливый огурец (Башня Мэри Экс) упорно торчит за спиной Тауэра. Как ни странно. Сама цитадель  вызвала разочарование. После французских величественных цитаделей, наших замков Каменец -Подольского и Хотинского, Аккерманской  крепости, -  этот вросший в землю старичок, с невысокими стенами, выглядит крайне скромно. Но символ есть символ, он может быть сильнее самого замка и его стен. Слово «Тауэр», место заточения Английских Королей звучит гордо и мощно, сдвигая любые попытки бросить тень на величие Англии. Еще более сильные чувства посетили нас у Сент- Джеймского Дворца. Мы даже перепросили полицейских: «вот это строение – Дворец?»…  Поглядели мы и на знаменитых тауэрских воронов, состоящих на довольствии в гвардии. Такие же упитанные, как и одесские, но живущие в старом памятнике. Может, они о себе думают и иначе, будут им всякие туристы указывать….

Неспешно идем к знаменитому Лондонскому мосту у Тауэра. Это место пахнет 19 в., наверно Золотым веком Англии. На свое  время – достижение технической мысли и сегодня все свои задачи выполняет и тоже легенда и символ Англии.

Лондонский мост (англ. London Bridge) — мост в Лондоне, связывающий лондонские районы Сити и Саутворк, разделённые рекой Темзой.(Википедия)
На мосту есть небольшой музей, люди пересекают мост, все чинно и благородно. Хорошо утром, легкий ветер, мягкое солнце и Темза.  Идем и мы дальше. Собственно здесь - начало Королевкого Пути. Тауэр уже виден с другого берега, сейчас он смотрится интереснее. Туристическая резервация, рестораны, люди, машины как без них. На вечном приколе стоит каравелла одного из известнейших пиратов Френсиса Дрейка. Что-то  красивое и грустное есть в корабле, ставшем пивной мумией.
Старый корабль
На берегу  так оживленно, людно,
А у воды высится как мираж
Древний корабль, грозное чье-то судно,
Тешит зевак и украшает пляж.
Как не воюй, годы, увы, сильнее,
Как ни верти, время свое возьмет,
Сгнили борта и нет парусов на реях,
И никогда полный не дать вперед.
Припев
Зато любой войдет сюда за пятачок,
Чтоб в пушку затолкать бычок,
И в трюме посетить кафе и винный зал,
А также сняться на фоне морской волны,
С подругой, если нет жены,
Одной рукой обняв ее,
Другой обняв штурвал.
Был там и я, и, на толпу глазея,
С болью в душе понял я вещь одну,
Чтобы не стать этаким вот музеем,
В нужный момент лучше пойти ко дну.
Припев
А. Макаревич

Еще одного пенсионера видим чуть дальше. Крейсер «Бэлфаст» застыл на вечном приколе. Наверно еще со времен посещения «Авроры» в Ленинграде я не очень люблю смотреть замерших истуканов. Хищный крейсер и так красив в водах Темзы, но… Просто проходим дальше. Англичане сильно занялись этим берегом Темзы. Галерея Тейт Модерн открывается нашему взору.
Тейт Модерн (Tate Modern) — лондонская галерея модернистского и современного искусства, входит в группу галерей Тейт, в которых выставляется национальная коллекция британского искусства с 1500 года по сегодняшний день. В Тейт Модерн находится коллекция произведений мирового искусства, созданных с 1900 года. (Википедия)

Следую нашим выборам, делаем зарубку, что еще надо посетить в будущем. Зато очень интересен мост « Миллениум», совершенно новомодное строение. Ступни пешеходов видны снизу, с кораблей, а само покрытие очень необычно. Мы заходим на мост и возвращаемся обратно.
На этом берегу расположен театр Шекспира. Очень известное место, круглое белое здание. Мы очень хотели попасть на спектакль, но не сложилось.
Театр Шекспира
Нудингс: Не все коту масленица!
В театре есть сервис, когда за умеренную сумму можно стать актером и потренироваться в искусстве перевоплощения. Группа в зале будет сканировать «Вы прекрасны, Сэр» и аплодисменты, бурные аплодисменты и овации… Все удовольствия за ваши деньги. И все - таки жаль, что не удалось попасть на спектакль…
Мост Миллениум
Постепенно мы приближаемся к концу дорогу, нашей целью был «Глаз Лондона». Любимое детское развлечение «Чертово колесо» но каких масштабов – второе по величине обзорное колесо мира. Возле колеса оживленно, уличные актеры развлекают туристов, на нас смотрит Биг Бен с другого берега. Очередь приличная, но проходит быстро. Продавщица путеводителей спросила – « откуда мы?» и на ответ – «Ukraine», выдала нам путеводитель на испанском… Подъем на глаз, на высоту птичьего полета воодушевляет, кабинка парит в воздухе,  - Лондон как на ладони. Снуют корабли, бегут машины, поют свои песни старые и новые здания, небо и Темза… Несколько назойливый американец пытается мешать смотреть, разглагольствуя соседу о своих великих достижениях в Америке. Но это не способно нам помешать. По кабинке можно ходить, она немного покачивается, все - таки экстремальность, но совсем небольшая. Хорошо, что не нашлось никого, кто бы говорил знаменитую мантру: «мне не страшно, мне не страшно…»
Долбингс: Но не испортят нам обедню злые происки врагов! (В. Высоцкий) .
London Eye
Королевский Лондон
Сразу после Глаза очень удобно перейти Вестминстерский мост и выйти в район Вестминстер. Здесь царит Биг Бен, самый узнаваемый символ Лондона. Он является частью Парламенского комплекса, который сохранил свою самобытность и неповторимость. Ноги – гудят и занимаем позицию на лавочке, сзади парламента
Нудингс: Если Вам плохо, не волнуйтесь, в мире – равновесие, кому-то хорошо!

Смотрим на фланирующих туристов и отдыхаем. Иногда думаешь -  и зачем себя так изнурять?  Не успела эта мысль оформиться, как мы  видим, что на соседнюю лавочку уже не ползет, а просто хромает коллега с подругой…
Парламентский комплекс, не считая Биг Бена красив, но полное ощущение большого красивого деревенского дома. Все равно это не помпезный французский стиль, это все свое,  и вспоминается, что англичане чаще хорошие йомены с простыми желаниями. В Королевском Лондоне нужно не гулять, а мягко двигаться, не спеша. Парки, с огромным количеством живности – лебеди, утки, белки, прыгающие на руки, туристы, -все в равновесии. Небольшие улочки, дома, переходы, в них втекаешь неспешно и плывешь дальше. Сложно сказать «не спешить» при таком цейтноте, но можно попытаться.
Венсминстерское Аббатсво – нечто особенно, место и способ хранить традиции. Чувства двойственные – большой склеп, с одной стороны, тяжело, все давит, как - то величественно давит, с другой такой труд Хранителей. Ничего не разрушено, все преумножено и сохранено. Похожие чувства посещают в Киевской Лавре и Мертвом Городе Египта…
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Венстминстерское аббатство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический. Традиционное место коронации и захоронения монархов Великобритании. Наряду с близлежащей церковью Сент-Маргарет аббатство причислено к Всемирному наследию.(Википедия)
В королевский Лондон мы пришли и на следующий день. Еще раз прогулялись у ворот Адмиралтейства, прошлись  Сен Джемским парком до Букингемского Дворца. Немного не доходя до него - расположен Сейнт Джеймский дворец. Это внешне  весьма скромное здание, малоинтересное для осмотра  - просто потрясение для помпезного Лондона. Пришлось поверить, что это дворец, после расспросов окружающих.
Нудингс:  Не все то золото, что блестит!

В 11 часов происходит шоу конных гвардейцев. Расписание лучше всегда уточнить. Мы решили совместить с походом в Букингемский Дворец. Большая просторная площадь, открытое небо. С нее прекрасно виден выезд лошадей на конный парад и их возвращение. Направляемся неспешно через Грин парк к Гайд парку. Парки в Лондоне очень большие, высаженные с любовью и терпением. Люди катаются на лошадях, очень много живности, пруды.
Букингемский Дворей
Музей Шерлока Холмса
На следующий день мы встретились в условленный час и поехали смотреть квартиру на Бейкер-стрит, No 221-б, о которой Холмс говорил накануне. В квартире было две удобных спальни и просторная, светлая, уютно обставленная гостиная с двумя большими окнами. Комнаты нам пришлись по вкусу, а плата, поделенная на двоих, оказалась такой небольшой, что мы тут же договорились о найме и немедленно вступили во владение квартирой. (Конан Дойль «Этюд в багровых тонах»)
Англичане взяли и оживили несуществующую квартиру великого сыщика и литературные герои обрели жилье и место в Лондоне реальном. Хотя кто знает где реальность, а где иллюзия. Музей небольшой и очень уютный. Стилизация 19 в., восковые куклы, фотографии в шляпе Холмса и котелке Ватсона и даже в шлеме «бобби» (англ. полисмен, жаргон).

Шерлок Холмс уже не принадлежит только Англии - он мировое наследие. Русскоязычное восприятие родило Холмса Ливанова (фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», режиссер - Игорь Масленников), но мне всегда казалось, что английский Холмс был другим. Странно видеть русских в фильмах американцев, равно как американцев, англичан или французов в русских фильмах… А здесь в Лондоне можно попытаться увидеть Холмса в Лондоне и запечатлеть его образ только своим восприятием, дополнив ощущение из книг.
Национальная Картинная Галерея и Трафальгарская площадь
Лондонская Национальная галерея — музей в Лондоне, содержащий более 2000 образцов западноевропейской живописи XIII — начала XX века. Пятый по посещаемости музей в мире. Находится Национальная Галерея на Трафальгарской площади. Картины в галерее экспонируются в хронологическом порядке.(Википедия)
Одно из самых известных картинных собраний мира, только шедевры. И очень интересный подход: англичане выделили только эпохи. Например, 14 в и все известные мастера этой эпохи, что очень нам понравилось. Снимать нельзя, смотрители просто набрасываются на персону с камерой, жаль… Хотя фото слишком мало чего передает. Плотность ощущений сумасшедшая. Эпохи, люди, природа - образы, образы, целый день мы ходим и вбираем все в себя. Передать практически невозможно. Тут надо бы поселиться на месяц - другой и ходить только сюда. То же самое чувство возникает в Лувре.
Просто выползаем на Трафальгарскую площадь и собираемся быть здесь долго.
Трафальгарская площадь (англ. Trafalgar Square) — площадь в центре Лондона, где на месте Чарингского креста сходятся три первостепенные улицы Вестминстера — Стрэнд, Уайтхолл и Мэлл. Первоначально носила название площади короля Вильгельма IV, но окончательное название получила в честь победы Англии при Трафальгаре в 1805 году. (Википедия)

Статуя Нельсона где то в небе, солнце, множество народа, фонтаны с русалом и русалкой, Арка Адмиралтейства, место где стоит задержаться. Площадь празднований, всевозможных событий, народных и туристических гуляний. Описывая все достопримечательности, я понимаю, что это красиво но не главное. Главное – живет на улицах Лондона, в его ПАБах, в жителях, в самой Англии. Там на улицах рождаются новые веяния, музыка, стиль, там течет особая жизнь, очень притягательная. Она превращает Лондон, уступающий помпезному Парижу в невероятный, космический город, который для меня становится Номер 1 в мире. Эта Традиция, устои, сохранность всего своего, безусловная Империя, владевшая половиной Мира. Глядя на рыжеватеньких англо – саксов не ясно, почему именно они были доминантами столь долго… Да и сегодня не скажешь, что они не владеют миром. Кстати, возможно это рождает некую островную ограниченность - "мир крутиться вокруг Лондона, а солнце всходит и заходит над Темзой" и это непоколебимо. Да там, где-то есть еще весь весь мир, за границами острова, но он к нему прилагается…
Piccadilly Circus (Площадь Пикадилли)
Пикадилли-сёркус (англ. Piccadilly Circus) — площадь и транспортная развязка в центральном Лондоне, район Вестминстер. Создана в 1819 г. как развязка между Пикадилли-стрит и Риджент-стрит. Затем к ним добавилась ещё одна улица, Шафтсбери-авеню. Иногда слово circus неправильно переводят как «цирк». В действительности это слово, означающее «круг» — обозначение очень популярной в Англии практики организации движения путём создания круговых развязок (правда, некоторые «сёркусы» в Лондоне являются обычными перекрёстками, например, Оксфорд-сёркус). С 1906 года под площадью расположена одноимённая станция двух линий метро.(Википедия)

Это просто Клондайк народных гуляний. Мы были здесь днем, но вечером было бы еще интереснее.  ПАБ просто ждал нас. Заказываем пинту эля и традиционную рыбу, садимся у окна и вся площадь как на ладони. Течет народ, течет эль, плывет рыба в нужном направлении и Жизнь просто захлестывает нас. Не будем поддаваться  искушению Фауста и устремимся в  потоке, вместе с лондонцами, туристами, ПАБом и Лондоном по Колесу Жизни.
Экзотики нам не хотелось и мы в Сохо не пошли, место обладает болезненной привлекательностью, вечером это усиливается.
Сохо (англ. Soho) — торгово-развлекательный квартал в центральной части лондонского Вест-энда. Квартал ограничен Оксфорд-стрит с севера, Риджент-стрит с запада, Лестер-сквер и площадью Пикадилли с юга и Чаринг-Кросс-роуд с востока. В  южной части района расположен лондонский Чайна-таун. К западу от Сохо находится эксклюзивный квартал Мэйфэр.(Википедия)
Сегодня уже появилось чувство  Лондона и с ним стоит считаться. У каждого оно свое и ведет в те или иные места. Усталость наваливается, мы берем КЭБ. Это конечно не Кэб 19 в, а интересное такси, просторное и уютное. Разговорились с таксистом, он оказался поклонником Парижа и развлекал нас лондонскими россказнями до отеля. Спали мы, как убитые…
Хранитель Англии (Стоунхедж)
Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж») — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери.  Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. (Википедия)
Такие места требуют особого подхода. Бывать или не бывать дело очень личное, но все будет делиться на ситуацию до посещения Стоунхеджа и после нее. Все что-то такое чувствуют. Гид нервно спрашивала: «Вы что-то почувствовали?», туристы шутили: «Ну что вышли в четвертое измерение?», участник группы «сохатые» занял место строго у входа в подкову и мирно спал на травке.

Облака на небе плясали строго по кругу камней, туристическая масса обходила его по кругу. Пускают внутрь, как известно, только на Ивано Купало, но и снаружи было необычно. Камни родили массу версий своего назначения – и "Алтарь Мерлина" и "Святилище друидов" и "Астрономическая лаборатория" и "Гиганская гробница". Точный ответ только они сами и знают и их создатели. конечно. Мне кажется, что Англия потому Англия, что есть Стоунхедж.
Место вызывает напряжение и люди на него по разному реагируют. Некоторые в восторге, другие забывают сразу же после посещения, иные уменьшают его до размеров ладони и говорят «и это все?», третьи занимаются критиканством - «Да что там Стоунхедж– груда камней, вот Виндзор – резиденция Королей!», в любом случае Стоунхежд подействовал и вызвал последствия…
Виндзор
Институт Королевы Англии явление очень необычное. В принципе сама Королева реальной власти не имеет, это притом, что еще ее отец был властным правителем в начале 19 в. Равно как и империя Великобритания сократилась от половины Мира до острова. Реальный правитель – Премьер Англии, избираемый Парламентом. Но Королева – Символ Англии и англо-саксы совсем не хотят с ним расставаться.

Так же и все королевкое – символы былой Империи, а сегодня и еще туристический бизнесс .
Виндзор (англ. Windsor) — небольшой город в графстве Беркшир, к юго-западу от Лондона, на правом берегу реки Темзы, в 34 км западнее Чаринг-Кросса, летняя резиденция английских королей (Виндзорский замок).(Википедия)
Очень красивый город, очень туристический с великолепным Замком. Мы прошлись по улочкам и направились в Замок.
Виндзорский замок — резиденция британских монархов в городе Виндзор, графство Беркшир, Англия. На протяжении более 900 лет замок являет собой незыблемый символ монархии, возвышаясь на холме в долине реки Темзы. Это «самый романтичный из всех замков в мире», согласно отзыву писателя XVII века Сэмюэла Пипса[источник не указан 652 дня]. Его именем назвалась ныне правящая в Англии королевская династия.(Вкипедия)
Иногда ловишь себя на мысли, что смотришь чужую частную жизнь. Это жизнь поколений людей, власть имущих, державших жизнь одной из величайших империй в своих руках. Здесь они ели, спали, интриговали, замышляли войный и экспансию, переживали невзгоды. А толпа туристов подглядывает за этим. Мы не всегда ходим в Замки ушедших властителей, но в Винзоре посмотрели интересную коллекцию картин, побродили по камням дорожек замка. Такая релаксация после Стоунхеджа…
Нудингс: Все когда-нибудь заканчивается…
Последний день в Лондоне переходит в вечер. Как ни странно грусти нет, мы, возвратившись в город, заходим в ПАБ у Британского музея и сидим с «белыми воротничками», слушая россказни клерков, поглядывая в телевизор, наблюдая за экзотическим барменом. Очень хорошее место для утряски всех впечатлений и просто красивое завершение.
Добингс: Эх…
Нудингс: Ах…
Слов и мыслей нет, все растворено и успокоено. Завтра позовет Дорога, а сегодня Пауза, такая важная в Пути.
Дорога в Берлин
Новый день и мы снова в пути. Лондон остался за спиной, курс на Дувр. Уже привычный паром и свежесть Па де Кале. Туманный Альбион растаял за спиной, постараемся еще раз здесь побывать. В Англии столько еще неизведанного – и фестивали и сеть каналов, ждущая своих путешественников и Лондон еще раз и северная Англия, да всего не перечесть.
Мы высаживаемся на Французский берег и автобус набирает ход. Все удовлетворены, даже «сохатые». Еще все ПАБы не обойти, но хотя бы попытаться. Почему-то одно из жен «сохатых» со следами побоев. Как мне рассказали, это просто отвальная пъянка. Ну а напившись, она шмякнулась об ступеньки…
Долбингс: «Таки не берут в комонавты…» (группа «Манго -Манго»)
Обещается быть длинный транзит и мы, устроившись, к нему готовы. Первая остановка – Брюгге, Бельгия. Блистательная туристическая стоянка. Просто картинный город, живущий только туристами. Прекрасные каналы, улочки…
Брюгге (нидерл. Brugge , фр. Bruges) — главный город бельгийской провинции Западная Фландрия. Один из самых живописных городов Европы. Город лежит в 17 км от морского берега, в плодоносной равнине, на линии государственной железной дороги Гент — Остенде. В городе соединяются три канала — Гентский, Слёйсский и Остендский; каналы эти настолько глубоки, что по ним могут ходить большие морские суда. Иногда Брюгге именуют «Северной Венецией»[2]. В древности здесь у моста люди собирались на ярмарки, название местности «Мост» стало нарицательным и перешло к образовавшемуся городу. (Википедия)

Здесь, мы выбрали ресторан, на одной из площадей города, прекрасно расположились и старались не спешить. Туристы накатывают волнами, как отлив и прилив, мы не торопимся вливаться в этот поток. Все-таки транзит. Обязательно стоит остановиться здесь, город славен историей и достопримечательностями. За несколько часов мало что успеем посмотреть, лучше впитать его запах и очарование. Мы снова на землях Фландрии. Где-то здесь Дух великого Геза уленшпигеля снова строит рожи зевакам и бьет врагов свободы, а Нелле его подруга играет на дудочке. Звук Дудочки не прост, он проникает в сердце, делая его чище и возвышенней. Стоит иногда приподняться над собой.
Снова дорога и мы заглядываем в Аахен.
Ахен (нем. Aachen , рип. Oche, лат. Aquisgranum, нидерл. Aken, фр. Aix-la-Chapelle) — город в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды. К югу от города начинается национальный парк Эйфель.(Википедия)

Небольшая разминка ног, прогулка по центру и мы пошли на Берлин. Ездить по банам – тоже приключения. Небольшие остановки, традиционные сосиски, для переполненных впечатлениями туристов, самое нужное дело. Дорога вышла утомительная, почти 15 часов хоть и с красивыми перерывами.  Выползаем из автобуса и шкандыбаем в номер…
Немецкие отели и обслуживание – лучшие в Европе. Но такие завтраки, в 6 утра – это вражеский выпад против здоровья.
Долбингс: Солдат должен быть поближе к кухне, подальше от начальства.
Нудингс: Умный человек - вообще не солдат…
Нам предложили выбор или Берлинвесь день или Берлин и еще Потсдам. Учитывая нашу предусмотрительность, выбираем второе. Поздняя осень и тут погода испортилась. Пошел противный дождь и весь день мы ходили под стук падающих камель. Не смертельно, но впечатления смазаны. Нас повозили по Берлину, не долга, правда. Очень интересным дополнением оказалась Жандарммаркет. Красивая европейская площадь, в строгом стиле. Мы побывали в магазине шоколада. Как на наш вкус немецкий шоколад не самый лучший. Зато очень оригинально. В этот раз уже одолевали песни Победы, наверно удалось смягчить стереотип.

Потсдам.
Потсда?м (нем. Potsdam [?p?tsdam], н.-луж. Podstupim) — город на востоке Германии с населением около 150 000 человек. Столица федеральной земли Бранденбург. Расположен на реке Хафель и на берегах нескольких соединённых между собой озёр, в 20 км к юго-западу от Берлина.(Википедия)
Здесь поначалу история снова догнала нас. Потсдамская конференция срослась с городом. Оккупация СССР тоже внесла свою лепту. Крупные генералы долго жили здесь, строили коттеджи. Но нас больше всего привлекал Парк Сан Суси. Это конечно «Наш ответ Чемберлену» немецких монархов на Версаль. Очень красивое место, я бы сказал провинциально красивое. Немцы века считались провинцией Европы, метрополией выступали Англия и Франция, породненные соперники. Дождь конечно мешал, мы вымокли до нитки, но побродить по переходам парка удалось.

Красивое завершение. Немецкий порядок, стройная красота, текущие слезы дождя, море. Едем в аэропорт.
Здесь мы темпераментно проревели прощание с группой. Забеспокоились немецкие полицейские и киевляне накенец-то вздохнули спокойне. Домой они поедут поездом, а мы улетаем сразу.
Удачно все же летать, - небольшой транзит в Вене и мы в Одессе. Не могу не сказать о возвращении. Поездка была длинной, полностью по Западной Европе. Дома мы адаптировались дня три. Медленно забываешь, в каком напряжении и окружении мы живем. Нельзя у нас так ходить по улицам, так смотреть и реагировать как в Европе, обязательно нужно одеть доспехи, но как хочеться не смотреть напряженным взглядом на окружающих. Может мы тоже доживем и станем не формально частью Европы?
Наша команда распущена. Долбингс, награжденный и повышенный в звании отправлен на зимние квартиры, Нудинг уселся у своего камина, с бокалом вина, а мы вышли в Одессу.

P.S. Маршрут
Одесса - Вена - Берлин - Трир - Париж - Руан - Этрерта - Дувр- Лондон - Виндзор - Брюгге - Аахен - Берлин - Вена - Одесса

Продолжительность: 14 дней, Пробег: 5744 км.