Крымские полутени

 (Земля многих народов)

Опора



ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ  (О Жемчужина в  середине Лотоса) – золотая мантра Буддизма

Крым сегодня – это некая болевая точка, для разговора о которой я решил опереться на опыт Буддизма, одной из немногих совершенно не конфликтных религий. Ну как можно считать свое мнение единственно верным, если это - все проекции моего сознания. Мир это вспыхивающие в Пустоте кванты Света. Он мгновенно рождается и сразу умирает. Нам лишь только кажется, что все непрерывно…  А размышления о том, кто Я? Я – тело? Или я – Душа? Может Ум? Или сознание? Это Я, не то и не другое, оно определяется методом отрицания. Я не это…
Найти себя сложно. Колесо Сансары (Жизни и Перерождения) выдает постоянные сигналы и человек реагирует, реагирует: «Нет денег», «у соседа их больше», страх смерти, страх неизвестного, дети, родители, учеба, работа... Тут продыху нет и не предвидеться. И Смерть совсем не помощник. Все включено: ошибки и достижения подсчитаны, учтены, выдана новая задача и все крутиться «по новой». Может, поэтому, я люблю «Чертовы Колеса» и всегда катаюсь на них. Все крутиться, крутиться, вверх, вниз, все по известному маршруту. Судьба ли одного человека или нации, даже всего человечества крутиться в этих жерновах: вверх-вниз, вверх-вниз…. Если кто-то заинтересуется то можно обратиться к первоисточникам - «Тибетской книге мертвых» и «Египетской книге мертвых», там все подробно расписано, с учетом времени и народа для которого писалось. Для нас важно то что все относительно (с) (Энштейн), нет ничего стабильного и строго определенного. Есть только кванты света в Пустоте….
Врата рая.
Солдат по имени Hобусиге пришел к Хакуину  и  спросил:  "Правда ли, что есть рай и ад?"
- "Кто ты?"- спросил Хакуин.
- "Я - самурай,"- ответил воин.
- "Ты - солдат! - воскликнул Хакуин.-  Что  за  начальник  держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего."
Hобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать  свой  меч,  но Хакуин продолжал:
- "У тебя есть меч! Hо, наверное, он  слишком  туп, чтобы снести  мне  голову."
Когда  Hобусиге  вытащил  меч,  Хакуин заметил:
- "Тут открываются двери в ад."
При  этих  словах  самурай,   почувствовавший   себя   учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
- "Здесь открываются  врата рая,"- сказал Хакуин.
Коан Дзен


Климат, История и Лента Времени
«Зачем нам климат?» -  может спросить только начинающий путешественник. Обычно если не повезет с погодой, то считай, пропала поездка. Но, следуя логике Гумилева, Климат это еще и составляющая души народа. Любой этнос это люди (генетика)+климат где они выросли и живут. Так жители побережий жизнь носят с собой море, горцы – горы, жители лесов – леса. Можно переехать в любое место на земле, а природа детства плавно переезжает вместе с тобой. Совпадет с новым обитанием отлично, а может и не совпасть, тогда дискомфорт обеспечен.
Итак что мы имеем – море (даже два моря), горы и их сочетание. Причем с питьевой водой в Крыму сложности. Готовясь к отчету, я вычитал, что в Крыму 20 климатических микрорегионов. Чаще звучит слово засушливый, мягкая зима, но иногда слово влажный. Как я и думал, это уже рождает мозаику. Следуя Гумилеву, мы уже получаем разнообразие этносов или народов, населяющих Крым. Климат курортный, если без сложностей, но все-таки турист зимой уезжает и остаются жители и зима…
Сегодня в Крыму живут в основном (я беру национальность) русские, украинцы и татары.
Но если мы раскрутим Ленту времени назад, то увидим время, когда татары были депортированы. За ним плавно появятся времена СССР и передачи Крыма, как какой-то вещи из одного этнического состава в другой. Затем мы увидим 2 войны, Революцию, Царскую Империю. Одни народы приходят, другие уходят. И русские, и украинцы, и татары, и евреи пришли на эти земли в разное время и по разным причинам. Здесь успешно жили ислам, христианство и иудаизм. Войны часто сотрясали полуостров, рождая свои мифы и легенды. Так появился Севастополь – «Город Русской славы» или Бахчисарай – «Золотой период татар». Вместе с татарами здесь были турки, а до них венецианцы и генуэзцы, древние славяне, хазары, византийцы-греки, скифы, греческие города-полисы, тавры и киммерийцы. Полное ощущение перекрестка народов и эпох. После всего этого, просится вопрос: «И чей Крым?». Учитывая сакральное «И это пройдет» - «Свой собственный!». Придет время, народы перемешают как нужно и разместят где нужно. Жаль только, что эти процессы легкими не бывают, все режется просто «наживо», по судьбам, жизням людей и отношениям.
После всего вышеописанного вопрос - «Что смотреть?» - звучит, как неуместное сотрясение воздуха.
Далекие воспоминания
Первый раз, как давно это было…
Первый раз я попал в Крым очень давно в 70-е годы.
Все было просто, сел на белый пароход и через день в Ялте. Можно и поездом, но кому это надо? Все ощущения были замечательными, Ялтинская набережная, множество людей, мороженое, солнце, дороги вверх и вниз. Еще помню карусели, как без них. Сплошной праздник развлечений, лиц, шума и звезд.
Второй раз - Экскурс в армию, под названием скачки на 4 курсе, 1986 год.
Севастополь – город камней , бл-й и  бескозырок (Поговорка)
Фантом

Я бегу по выжженной земле,
Гермошлем заxлопнув на ходу.
Мой Фантом с стрелою белой,
Hа распластанном крыле
С ревом набирает высоту.
Мой Фантом с стрелою белой,
Hа распластанном крыле
С ревом набирает высоту.

<...>

Кто же тот пилот, что меня сбил,
Одного вьетнамца я спросил.
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
Cбил тебя наш летчик Ли Cи Вин
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
Cбил тебя наш летчик Ли Cи Вин

Помню, созвали 100 человек, усадили перед вокзалом в Одессе на фонтанчик и сидим, ждем поезда на Симферпополь. Приехали и машиной в Севастополь, там через залив - в часть. Приехали 100 нас и 100 всех остальных, так, что об ужасах дедовщины говорить не приходиться. Был одни случай: украл местный орел что-то у студента. Так били его всем составом и мы и аборигены. Я, как водится выбрал, что потруднее - и попал в ховзвод. Мы просто "перетруждались". Ну, еще зарядку делали, а потом пасли бычков, ходили на экскурсию посмотреть какого размера хозяйства у местного хряка-производителя  (с комментариями) и доставали вопросами местную медчасть, почему нам кладут бром в еду... Злили «докториц» страшно.
Нас отвезли в Севастопольский музей и диараму. Почему-то запомнилось как «Ура-агитка» Севастополь, слава русского оружия, город-герой… Одесса тоже город-герой, чего так пыжиться? Причем как то все серьезно, занудно и с пафосом.
Один раз меня вывели в город, с командиром. Одет был, как любой матрос. Стою, жду командира и вдруг прохожая  женщина дала мне еду, сочувствуя судьбе «моремана». Сначала рефлекторно взял  (кормили только кашами), а потом подумал, стыдно, я же скорее развлекаюсь, чем служу…
Тем не менее и это надоело и тут начальники кликнули клич – «Кто хочет закрывать детский пионерлагерь, в горах?». Кто первый влез в машину – тот и поехал. Я стоял просто у борта… И вот мы вообще, в спортивных костюмах, закрываем домики, уже лучше питаемся и горы… Один сокурсник так расчувствовался, что вспомнил свою «пионерию», потом «детсадию», хорошо, что до подгузников не дошло…
Дня за два до конца «сезона», студенты могли пойти в разнос, вот нас взяли и вывезли в горы, копать никому не нужные канавы. Зато, какое приключение. Сидишь в «Урале» (советский транспортный грузовик) и любуешься горами, причем везут, кормят и развлекают «на шару».
Подражание хиппи
Третий раз  – завершение учебы в институте, 1987 год. Совершенно «хиповая» поездка. 2 парня и 2 девушки взяли спальники и рюкзаки, сели на теплоход «Грузия» в  самолетные кресла и отправились колесить по полуострову. В Ялте мы не задержались, сели на «крым-троллейбус» и покатили в Карадаг. Заповедник, бирюзовое море, стоянка на пляже, костер. Мой напарник был моряк, он тогда зародил во мне желание увидеть Пирамиды. Сам он, конечно, хвастался, а вот «Я Видел Пирамиды!». Потом и мне довелось. Как-то странно соединился Крым, пляж, пустыня и Плато Гиза… На одном месте сидеть стало скучно и мы махнули в Гурзуф, очень хотелось посмотреть на Аю Даг (Медведь гору)
Эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак – старый и грозный. Днем хищники уходили на охоту, а вечером возвращались в свое логово. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом – маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, – у девушки был прекрасный голос. Шли годы, девочка выросла и превратилась в настоящую красавицу. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах – чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.
Потом нас понесло в горы, где несколько дней «матрасничали». Помню нас гоняли милиционеры, заносило все в куда-то запретное. Потом мы снова вернулись в цивилизацию, где «хиповали» на набережных с какими-то бродягами со всего СССР. Все слегка пьяное, шепот гитары, разговоры о «Вечном». Такое ощущение, что вернулись в 60-е, покуриваем марихуану и смотрим «Одиссею-2000 года» по мотивам А. Кларка. Это вообще был такой тренд: курнуть, в кино и «Одиссея»… Но мы-то были только слегка пьяные, наверно Крым добавил хмеля… И мне снова звучит  “ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», вращается, вращается буддийская мельница молитв….
Поездка по Крыму 2007 год
Мы подошли основательно и нашей главной задачей были скальные города, плюс Бахчисарай (татарская вотчина), Херсонес и окрестности Севастополя.
Сразу осознали, что дорога морем – «ночь и там» ушла в прошлое. Добраться в Крым из Одессы можно только по суше (поездом или машиной). Машины не было и застучали колеса поезда в сторону Крыма…
Симферопльский перекресток
Приехали мы на Крымский перекресток – Симферополь. Как то не довелось серьезно познакомиться с городом. Пока ждали – прогулялись в скверики у вокзала. Какие-то странные личности шастали в окрестностях, мы бросили прогулку и двинули на маршрутке в Бахчисарай. Кстати, чутье не подвело. Коллега жены была в командировке в Крыму и ехала поездом, через Симферополь. Села, достала ридер и читает на лавочке, в этом самом сквере. До поезда еще есть время и тут  к ней подсаживаются несколько типов, мутной наружности. Колорит – фиксы (вставки на зубах), странный взгляд, спортивный костюм. Сегодня мы таких знаем как «титушки» (бойцы для разборок на улицах). Первая мысль жертвы – «буду отбиваться и защищать ридер…». Потом одумалась – «так, все отдаем, только билет и документы сохраняем…» Оказалось, они хотели только поговорить. И пошла беседа «за жизнь». Какое детство, рассказ о том, что главный собеседник убил негра и сидел  («а нечего всяким у нас шастать!»),  что «они за справедливость и вообще…», «если ей нужно кому репу начистить – поможем!». В общем, совсем женщина втерлась в доверие, можно сказать стала своей… А она сидит и считает время до отправления поезда. Как- то ей удалось донесли мысль что «поезд, пора, не скучайте здесь без нее», «счастливо оставаться» и бочком-бочком забилась в купе. Приехала – все решили, что повезло…
Бахчисарай
Бахчисарай с татарского переводится как «сад-дворец» (bagca — сад, saray — дворец).  Это бывшая столица татарского ханства. Город красиво лежит среди гор. Главная улица змеей вьется вдоль скал. Поселились мы прямо у подножия Чуфут Кале, договорившись на месте.  Пишу я о татарах и евреях, русских и других народах, а сервис в Крыму был и остается советский. Немного невнимательности, все не «пригламурено», жить можно, но даже до Турции далеко. Это нас не смущает. Сон с видом на горы, две минуты пешком до Чуфут Кале – мелочи теряются. Влияние татар в городе чувствовалось, но все-таки большинство – русскоязычное население, поэтому все замешано в сложный узел. Мы предполагали несколько пеших прогулок и одно восхождение на Уазике на гору Мангуп. Еще здесь мы заметили странное состояние - горы Крыма силы не дают, а берут. Объяснить сложно, но термин «все уходит как в песок» подходит. Тем не менее - живописно, красивое небо и горы настроили на позитивный лад.
Бахчисараский Фонтан
Один день – поход в Бахчисарайский Дворец. Почему-то все время сравнивался с дворцом султанов Топкапы в Стамбуле. Несравнимо, если честно. Крым почти всегда был провинцией. А во времена доминирования турок, тем более. Черное море – было внутренним морем Турции и все Северное Причерноморье просто было с кровью отвоевано Россией. Кстати, именно войны России с Турцией были очень многочисленны и кровавы.

Многие, так же как и я,
посещали сей фонтан; но
иных уже нет, другие
странствуют далече.

Саади
Дворец уютен, много посвящено Фонтану и Пушкину. Сам фонтан маленький, тут вспоминается большие проблемы с водой в те времена. Наверное, текущая вода была шиком сама по себе. Высмотрели суфийское влияние в строительстве фонтана, как обычно, в шифрованном виде (суфии).

Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

А.С Пушкин «Бахчисарайский Фонтан»
Пожив несколько дней у подножия Чуфут Кале, мы решили перебрать в Турбазу «Привал», чтобы побродить по местным скалам и ближе к центру города. Возможно, это была ошибка. Вечером народ перепился и горланил песни, правда без эксцессов. Время сместилось в СССР 70-х годов. Местные дети приходили поиграть в волейбол с криками и болельщиками. Туристы выглядели случайным элементом, нарушающим гармонию. Зато скалы красивейшие. Ветер причудливо ваял скульптуры, Небо украсило их синим оттенком. Узкие улочки центра, в общем, все гостиницы нужны только для ночлега…
Чуфут Кале – мертвый город
Ко времени Крымского ханства относится романтическая история, связанная с именем Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыша. Последний жил за крепкими стенами Кыркора и голоса-то никогда не повышал, однако ж люди даже шепота его боялись. Не знало каменное сердце хана ни любви, ни жалости. Только прибилась как-то к его гарему девочка-сиротка по имени Джаныке. По всему видно, пришлась малютка по душе старому Тохтамышу, да годами еще не вышла: в жены брать еще рано было, так назвал он ее дочерью своей, чтоб людей не смущать. Но жила в груди у Джаныке беспокойная птица, которая часто билась в ней, как в клетке, стремясь наружу. Только не птица то была, а болезнь страшная, и никто об этом не знал.
Пришла беда, злые враги осадили город. Недели шли за неделями, в Кыркоре иссякли почти все запасы воды, люди стали умирать от жажды, но неприятель не отступал. Упорствовал и хан, державший на замке крепостные ворота.
Дочь Тохтамыша об этом ужасном горе ничего не знала, только удивлялась, почему так тихо за стенами гарема, даже собаки не лают? Но няньки ее только плечами пожимали, рассказать боялись. Пробрался как-то в гарем пастушок Али, поведал девушке обо всем, что происходит, и доверил тайну, что знает место, где в пещере есть источник, но пролезть туда сможет только тонкая, как свеча, Джаныке.
Всю ночь она доставала воду из узкой пещеры, а Али таскал ее к городскому водоему. На утро люди глазам своим не поверили - колодец на площади был полон спасительной жидкости, а рядом с ним лежала мертвая девушка и пастушок Али плакал над юной спасительницей Кыркора. Не выдержало больное сердце Джаныке, выпорхнула из клетки беспокойная птица, унеся с собой последний вздох своей хозяйки.
Прямо с утра мы сделали восхождение в Мертвый город . У подножия вездесущие торговцы торгуют сувенирами и историями. Один татарин долго убеждал меня, что мы все потомки Чингизхана, у которого было тысячи наложниц и кровь его во всей Евразии. Вообще, это знакомая история, что все произошли от евреев, украинцев, татар… Все зависит от места и времени рассказа. Ходить по улицам вместе с туристами привычно, но  место  пустынно. Закрадывается мысль, а что здесь происходит ночью? Люди давно не живут, ветер обдувает каменную кладку и гонит пыль по пустым проходам…
Следующий наш поход  - пешее восхождение на Тепе Кермен. Взяли проводника, повезло, что нам посоветовали местного. Дедушке - лет 60, спортсмен, борец, вольная борьба. Годы годами, а он так припустил, что еле за ним успевали. Мы пошли в ущелье, затем тропа повела нас вверх и медленно, но стабильно часа два карабкались на вершину. Горы домашние, покрытые лесом, но это горы, вот мы и не торопились, останавливались, любовались красотами. «Матрасник», он везде «матрасник», никаких достижений, «красоты – наше все!»
Успенский монастырь с другой стороны ущелья
Скальные города давали прибежище монахам, стоят иконки и сегодня, мы тоже поставили.  Вспомнилась молитва оптинских монахов, показалось, что она уместна в этом месте
Молитва оптинских старцев на начало дня
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Часто здесь ночевало множество разношерстого народа, но мы никого не застали. Пещеры, виды, небо, яркое солнце дарят просто райские ощущения. Уходить не хотелось, но впереди еще нисхождение и Успенский монастырь.
Возвращались мы с другой стороны Чуфут Кале. Очень интересно, стены, лестница, раскопки колодца, но наш проводник был не утомим. Взял и завел нас на Караимское кладбище. Мы дороги не знаем, идем за ним. Вечереет, кладбище и Священный Дуб караимов. Какие-то некроманские походы пошли… Все очень тяжело, не надо тут «шляться». С большим облегчением выбрались на дорогу к дому.
Кстати, Чуфут Кале долгое время хранили караимы. Здесь очень многое о них помнит. Очень поразила история, что во времена оккупации фашистов, караимы были признаны «не евреями». Наци резали «Юден» при малейшем подозрении. А тут, прибыла комиссия, работала и вынесла вердикт: караимы – не евреи. В религиозном плане, традиционные евреи – талмудисты. Все запутано, но при желании не так уже и сложно. Главная книга – Тора, она в переводе есть в Ветхом Завете – «Пятикнижие Моисеево». Это бриллиант наследия человечества. Евреи, за свою историю создали к ней комментарии. Тора + комментарии и есть Талмуд. Это совершенно монументальный труд, его учат всю жизнь, написан на иврите. Так вот, караимы не признают комментарии и чтят только Тору, считая все остальное трактовками. В нашем понимании – секта, такая же, как старообрядцы или любая другая и талмудисты их не признают.
Как говорил отец Мень, люди могут поубивать друг друга из-за обрядов и трактовок….
К монастырю подходили по тропинке в скале. Солнце шло к закату. Храм, скалы и Заката, отблески киновари играли в ущелье и на наших лицах. Место очень нам понравилось и мы сходили туда еще раз днем. Ущелье называется Марьям-дере, что в переводе ущелье Марии.
О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывают предания. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли - икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере - ущелье Святой Марии.
Храм, скала, крутые ступеньки, множество икон вырезаны прямо на стенах. Отстояли службу, благостное место. Как обычно здесь лучше молчать, чем говорить. Давно знаем, что в храмах молятся за путешествующих. Люди, раздвигающие горизонты, часто делают это с большой или малой долей риска. Помню, перед нашей поездкой в Египет, расстреляли целую группу туристов из Германии. Такой случай, набежали из пустыни и расстреляли автобус. Поэтому «Молитва о Путешествующих» лишней не будет…
Молитва о Путешествующих
Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Православный молитвослов)
С другой стороны ущелья, если стоять у Храма на лестнице, видна гора. Она очень похожа на Дракона, упавшего на вечное пристанище. Местные верят, что Георгий Победоносец именно здесь убил чудовище и упокоил его в виде скалы. Гора очень похожа - морда, лапы, хвост. Дракон был не маленький…
Легенда о Георгии Победоносце
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. (см. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm)
Мангуп
Поход на Мангуп решили упростить. Договорились в водителем Уаза. Кстати, местный колорит: майка с надписью  – «Рожденый в СССР». Сходу выдал фразу: «Мало нормальных людей в Крыму осталось, все в Севастополе».
Когда пошло восхождение, я понял – мы погорячились. Почти полдороги – справа обрыв и машина могла «кувыркнуться» в любой момент. Камни, Уаз трясет, в общем Крымский экстрим. Глупо так попусту рисковать… А потом узнали – совсем рядом – восхождение он ослах. И чувствуешь себя Насредддином…
На вершине разрушенные камни и виды, очень красиво. Спускаемся и еще примечаем озеро у подножия. Стародетские катания на лодке и идем в татарское заведение "по чебуреки". Татары выглядят отстраненными, но все удобно и вкусно. Кухня очень жирная и плотная, на любителя.
Опять посещает чувство домашних гор. И не очень высоко, море, растительность, обжито все.
Севастополь
В это посещение Севастополь был красив. Сняли квартиру поближе к Херсонесу и ходили везде пешком. Вот где СССР жив! Площадь "Восставших", улица "Зои Космодемьянской". Местные нам жаловались – набежали эти туристы, грязь, беспокойство. Но это часто бывает в курортных городах, по Одессе 80-х помню.
Вечером город становиться оживленным, много подвыпивших компаний. Мы жили рядом с морем, чайки кричали всю утро и вечер, сидели на домах. Посмотрели местные передачи один вечер. Моих лет мужчина долго говорил, что главный Миф Севастополя – «Миф о Несбывшихся Иллюзиях». Он так и назвал родной город - «Город Несбывшихся Иллюзий». Мечтание, стремления и ничего не происходит.
Вечером мы ходили на Набережную. Это просто зрелище: Солнце садится в море, люди сидят, как в театре. Набережная - одно из красивейших мест города. Еще сели на пароходик и прокатились в район Радиорубки, на другой берег. Возвращались на Закате.
Сходили в детство и традиционно прокатились на чертовом Колесе с видом на город. На военные памятники не пошли, не в этот раз, как получилось впоследствии - надолго. Я их смутно помню из прошлых поездок, Миф о «Городе Славы Русского Оружия» здесь живет, и заслуженно.
Херсонес и Владимирский Собор
Для греков Черное Море было обжитым местом. Все побережье в раскопках греческих городов – полисов. Но интересно, что по Мифологии Тартар (Бездну) можно условно поместить и сюда. Все море живо лишь маленькой пленкой у поверхности. Внизу сплошной серводород, процессов жизни – никаких. Вполне годится на роль Инферно, замкнутого пространства без выхода и пребывающиего в безысходности.
Но греки очень любили жизнь. Ходишь по камням Хесонеса и видишь хороводы мистерий, вино, танцы и песни. Мы выпали из Севастополя полностью. Сохранившиеся развалины все помнят. Погода немного хмурилась, но это только добавляло красоты.
На выходе совсем другой мир - Храм Святого Владимира – крестителя Руси. Это мощнейший миф, предание о крещении князя и о традиции апостольской церкви. В одном месте - два выпадения из Севастополя.
Кстати, меня тогда неприятно поразили стоящие черносотенцы. Вполне чинно фанатики стоят, собирают пожертвования. Я помню в 80-е они и в Одессу нахаживали. Тоже погромы никого не смущают. Фанатизм – страшнейшая вещь, практически не излечим, разве что усекновение головы…
Очень давно собирался побывать. Еще на военной кафедре преподавал военный моряк, капитан 3 ранга, подводник. Так он восхищался крымским убежищем для подводных лодок. Оно и находится в Балаклаве. Когда зашли - готовые декорации для фильмов ужасов. Мертвая вода, тяжелые своды, тусклый свет. Сюжет Ихтиандр - вампир - 2 вышел на охоту...
Место Жизни на фоне Смерти. Красота, бухта, корабли. Красивая набережная вьется вдоль подошвы горы, а напротив этот ужас, черная дыра. Если добавить, что здесь мучили и забивали дельфинов на консервы, Балаклава - сплошное противоречие.
Вышли в море на прогулку. Барашки пенятся, скалы, рай для дайверов. Наверное, одно из самых красивейших мест Крыма, особенно красиво с моря или со скалы.
В завершение поездки, поехали в Инкерман, город практически у Севастополя. Переводится с турецкого – Пещерная Крепость. Тут были и греки, и турки, и русские. Опять смешение культур.
Готовился к отчету - обнаружил песню «Огни Инкермансого створа»
Соцреализм в действии…
Без машины – очень неудобно. Монастырь только восстанавливался, необычное сочетание скал, храма и поездов у скалы. Можно отстоять службу, походить по помещениями. Как-то сразу виден опыт Православия.
Думаю, хорошо тоже постоять, помолиться, место для этого и создано.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Сегодня, 2015 год

    Собрались мирные хоббиты, светлые эльфы и суровые тангары прогуляться по Крыму, да помешали им гнусные орки (изуродованные Тьмой эльфы) и уродливые урукхаи (противоестесвенный плод смешения орков и людей). И сторожит ныне на все это Недреманное Око Саурона, (жалкого слуги Мелькора, врага всего живого во Вселенной, изгнанного Валарами), бессонно буравящее Мир в жутком Барат Дуре, столице Мордора, а его верные Назгулы стервятниками летают над Крепостью Минас Могрул, бывший Минас Итиль…
По мотивам произведений Дж. Р. Толкиена

P.S. Маршрут 

Одесса - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь - Балаклава - Инкерман - Севастополь - Симферополь - Одесса

Продолжительность: 14 дней, Пробег: 1114 км.  

Одесса - Крым, 1970-е – 2000-е годы.

Комментарии