Берлин - изменение советского мифа

Берлин
Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян
Знать не можешь доли свой, Может крылья сложишь посреди степей…
советская песня, написанная
Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году.

Нельзя сказать, что мы не были в Германии. Проезжали транзитом по банам на Париж. Но сейчас это было погружение в Берлин.
      Оказалось что Берлин занимает особое место в советской мифологии, а значит и в нас родимых. Место очень четкое и очень однозначное. Это – Цитадель Врага, эдакий Мордор, его надо завоевать и установить флаг Победы. Немцы – злобные, плохие, враги и их надо давить. Сама мысль, что это и Культура и Музеи и Цивилизация в голову забредает как-то уж тяжело и сразу хочет оттуда сбежать. Город был полностью разрушен, потом разделен на 2 части и жил так очень долго. С Берлинской Стеной немцы носятся как писаной торбой. Она была, разделяла, пала, воссоединение... К сожалению там, где прошла пята социализма запах не выветривается. Берлин показался нам тяжелым, нависающим, восточный Берлин пахнет Советским Союзом, а вот Западный Америкой. Но мы попытаемся развеять этот морок для себя.

Город ногами не взять, он огромный и распластанный. Заселившись в отель с зелеными садами на крышах, мы прыгнули в трамвай и поехали на Александрплац. Трамвай, как и везде, требует изучения. Стоим мы как последние провинциалы и что делать… Мелочи – нет, язык английский - малопонятен окружающим и грозит грозная фигура виртуального контроллера… Как всегда, на помощь пришла молодежь. Все нам взяли, прокомпостировали,  дали сдачу. Вот и образ Врага изменился. Приятные люди, вежливые внимательные и дотошные. Спасибо им за все.

Вышли на Александрплац - очень красивая площадь. Ратуша, центральные органы власти, фонтаны. Когда в СССР была фишка покушать на Останкинской Башне. В принципе Башня Александр плац скорее всего клон Останкинской, как на меня более удачный. Отличный ресторан, он вращается. Хорошее меню. Ешь и полная панорама города. Так хорошо, не укачивает, крутиться медленно.

Получили обещанное кофе и мы вышли в город. Сели у фонтанчика, а тут местный маргинал, причем грамотный:
- Do you have money for me?
Я ему объяснил, куда он может «дуть» и «сдымить», так он обиделся. Дескать, мы не поняли его высоких порывов. Наверно расскажет друзьям об украинских туристах, как о  мерзавцах и жадинах. С нами поделились, что в центре часто собираются неформалы и отморозки, могут быть и фашисты. Решили вечером здесь не шастать. Во многих городах такое бывает, маргиналы везде есть.
     Наш путь лежит к музею Пергамон, через очень живописные места. Время много и можно идти не спеша, оглядывая окрестности. Всякую экзотику такую как Бункер Гитлера мы даже и рассматривали.

Символом города является Бурый Медведь, оказалось, что это не исконный русский символ. Медведи везде, мы купили маленького в подаок и сфотографировались со всеми встречными медведями. Очень хотелось прокатиться на морском трамфайчике, но один день есть один день. В Берлине течет река Шпрея, а то по неграмотности я знал только Рейн. Город красиво вписан в нее, думаю что при случае прокатимся обязательно. Музеев в Берлине огромное множество, есть целый Квартал Музеев. Мы всегда задаем себе выбор, что смотрим что одно но долго и качественно. Это работало в Париже, сработало и здесь.
       Проходим мимо старого музея и постепенно приходим к музею Пергамон.

Пергамский музей (также Пергамон-музей; нем. Pergamonmuseum) — один из известнейших музеев, расположенных на Музейном острове на реке Шпрее в центре Берлина. Здание музея построено в 1910—1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры, экспонатов Переднеазиатского музея, включающего произведения хеттского, ассирийского, вавилонского и персидского искусства и Исламского музея (включающего фриз из Мшатты).(Википедия)

Отличное место. Немцы просто разобрали и перевезли целиком Греческий Храм, Ворота Иштар, вывезли огромную коллекцию восточных ценностей и скульптур.

Очень сложно передавать ощущения от таких мест. Лента Времени мгновенно крутиться назад и ты попадаешь в Древнюю Грецию или Вавилон. Дыхание Времени лучше всего чувствуется непосредственно на местах, но европейцы умеют все это привозить к себе в современные европейские города и еще они умеют это хранить, а не растаскивать как произошло с Каирским музеем во времена последней египетской революции…

Наша цель знаменитые Бранденбургские ворота. Место красивое, но наполненное прошлой Холодной войной. Граница Восточного и Западного Берлина, оккупация союзниками Германии, послевоенный Мировой порядок, который так раскачивают сейчас… стилизованные часовые, пункт пропуска, но Славам Богу все для туристов.

Бранденбургские ворота — единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, их первоначальное название — Ворота мира. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789—1791 гг. и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Фасад ворот был первоначально выкрашен в белый цвет. Украшение фасада принадлежит руке Иоганна Готфрида Шадова; он также спроектировал и шестиметровую квадригу, которой управляет богиня Победы Виктория (квадрига развёрнута в восточную сторону). Завоевав Берлин, Наполеон приказал демонтировать колесницу и перевезти её в Париж. После победы над Наполеоном богиня Виктория вернулась в Берлин и получила Железный крест, созданный Фридрихом Шинкелем. (Википедия)

Мы стоим здесь и отдыхаем от долгого перехода. Ворота просто преследует политика. Красивое сооружение и такая судьба. Памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Наш путь лежит к Рейстагу. Очень хочеться снять назойливую картинку о том, как Егоров и Кантария устанавливают флаг Победы. Я не в коем случае не умаляю Подвига дедов, просто пора отпустить события почти 70 летней давности и увидеть новый мир, как новую Германию. Для этого мы просто валяемся на травке у Рейстага.

Площадь Республики огромна, просторна и очень красива, к ней примыкает парт Тигратен, по которому мы собираемся погулять, отдыхая на встреченных лавочках. Все-таки расстояния в Берлине огромные… Мы доходим до площади Большой Звезды и поднимаемся на смотровую площадку.

Большая Звезда (нем. Groer Stern) — одна из центральных площадей Берлина в Большом Тиргартене в административном округе Митте. Она была заложена при прусском курфюрсте Фридрихе I в 1698 году придворным егерем Геммрихом. Свой представительный вид площадь Большая Звезда приобрела в ходе реконструкции Тиргартена под руководством Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа в 1742 году и Петера Йозефа Ленне в 1833—1840 годах. В центре площади установлена колонна Победы, увенчанная позолоченной статуей богини победы Виктории в лавровом венке, которую берлинцы называют «Золотой Эльзой». В 1938 году Колонна победы была перенесена сюда с площади Кёнигсплац (ныне площадь Республики). Её торжественное открытие было приурочено к 50-летию Гитлера.(Википедия)
      Очень красиво и просторно. Такие распластанные города имеют свой шарм. Длинный горизонт, небо, снующие машины, люди на всех хватает места. Парк под ногами, деревья, солнце. Хорошее место…
     Назад возвращаемся на автобусе с теми же приключениями с билетом.

***

Так идет веселый Дидель
С палкой, птицей и котомкой
Через Гарц, поросший лесом,
Вдоль по рейнским берегам.

По Тюрингии дубовой,
По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной.

Э. Багрицкий

Теперь наша дорога ведет нас к площади  Жандарммаркет. Красивая европейская площадь, в строгом стиле. Мы побывали в магазине шоколада. Как на наш вкус немецкий шоколад не самый лучший. Зато очень оригинально. В этот раз уже одолевали песни Победы, наверно удалось смягчить стереотип. Попутно заглядываем в магазин шоколада. Любое действие надо подслащать!!

Такой вышел насыщенный день в Берлине. Поменялось восприятие, но город, не стал своим, таким как Париж или Лондон. Некоторое чувство тяжести, непонятно почему осталось. С другой стороны это Европа, самый ее центр...
************************************************************************************